26.11.2024, 07:59

История шляпы - 3 (продолжение)

•    ХХ век

«Шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Э.М.Ремарк

1900 – 1910. В начале ХХ века, в эпоху модерна, головные уборы пышно украшались цветами. В моду вновь вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях пармские фиалки, камелии, розовые букетики. В декоре использовали птичьи чучела.

Великий реформатор моды Поль Пуаре в 1900-е годы предложил дамам яркие тюрбаны, эгретки и скромные ленты. Летом дамы носили канотье, украшенные незабудками, розовыми бутонами, полевыми цветами. Зимой женщины надевали капоры, завязывающиеся под подбородком, также актуальны были меховые шляпы.

Тюрбан, созданный Полем Пуаре, конец 1910-х Дама и мальчик в шляпах-канотье, 1905 год Дамы в шляпках, Нью-Джерси, 1907 год Дама в шляпке, 1910 год

В конце 1900-х годов распространилась мода на маленькие шляпки, похожие на куриную головку с гребешком из фазаньих перьев. Их именовали «шантеклер» по названию пьесы Эдмона Ростана. В начале XX века в США, а затем и в Европе модным стал танец американских негров «кэк – уок» cakewalk. Появились и одноименные женские шляпки.

К концу 1900-х годов снова стали модными шляпы значительных размеров. Их даже называли «бельевыми корзинами». Ширина и величина головных уборов часто мешала даме передвигаться. Де Дион, первый производитель автомобилей во Франции, чтобы угодить куртизанке Отеро, высчитал высоту кузова, в котором могла поместиться ее шляпа. Знаменитая Габриэль Шанель начала свою карьеру кутюрье в 1909 году с открытия ателье по изготовлению шляпок.

Шляпка-шантеклер Габриель Шанель в шляпке, 1912 год Шляпные булавки

В то время важной деталью была шляпная булавка — заостренный стержень длиной около 20 см с головкой из золота, драгоценных камней и т. п. Булавками головные уборы прикреплялись к прическе. Сохранились судебные хроники 1900-х годов, где рассматривались дела об убийствах женщинами своих спящих любовников шляпными булавками. Булавки в толпе или общественном транспорте могли стать причиной получения тяжелых травм.

«…в 1912 году в Петербурге и Москве городское управление во избежание травм населения запретило дамам в шляпах с длинными булавками ездить в городском транспорте». 
«Дамский журнал», 1912

В начале XX века шляпные булавки изготавливали из металлов, кости, перламутра, дерева, черепахового панциря. Их украшали стразами, драгоценными камнями, эмалью. Булавки хранили на специальных подставках.

Шляпные булавки Карикатура на шляпные булавки, начало XX века

1910-е. В 1910 году «Дамский листок» писал, что последним писком сезона стали перья на шляпах значительной длины:

«Дамы украсили свои шляпы длинными перьями, рвущимися к небу, составляя продолжение всей фигуры. Как наши дамы с подобными украшениями будут садиться под кожух пролетки во время дождя? Вопрос весьма любопытный».

Но к 1911 году поля дамских шляпок стали более узкими и загнутыми вверх, что стало одним из символов перехода к новой, «комфортной» моде. Богато украшенные цветами головные уборы вышли из моды, актуальной осталась только вуаль. Широкие поля сохранились на женских шляпах исключительно в мягких летних моделях.

В 1913 году платье нового силуэта – узкое по всей длине — теперь завершали чалма, ток или шотландский беретик. Тогда были актуальны токи из бархата, фетра или кожи, украшенные пером или бантом. Зимой дамы надевали маленькие круглые меховые или фетровые токи с вуалью или без нее. Вуаль к середине десятилетия уже начала выходить из моды.

Дама в шляпе, 1911 год Женские шляпы в журнале La Modiste Parisienne за 1913-й год Женские шляпы в журнале La Modiste Parisienne за 1913-й год

В 1913 году «Журнал для хозяек» в статье о хорошем вкусе предлагал сочетать ток с утренним прогулочным туалетом, а вечером автор предлагал надевать«большую шляпу с блестящей гарнитурой». В следующем году, с началом войны, появились дамские шляпки-каски и шляпки-пилотки по мотивам войсковых головных уборов. Женские модели шляпок теперь украшались только скромными лентами и перышками.

В середине 1910-х годов летом дамы продолжали носить соломенные канотье. Вечерние головные уборы часто имели экстравагантный дизайн, актуальны были эгретки и эспри. Шляпу Матильды Кшесинской журналы описывали так:

«На голове – венецианская сетка из искусственных жемчугов, опускавшихся на лоб с прикреплённым сзади пучком белых перьев «паради».

Матильда Кшесинская в шляпе, начало XX века Пирл Уайт в шляпе, начало XX века Франческа Бертини

Моде на отдельные модели шляп способствовал стремительно развивающийся в то время кинематограф. В 1912 году Мэри Пикфорд снялась в мелодраме «Нью-Йоркская шляпка» («The New York Hat») о бедной девушке, мечтающей о широкополой шляпе, украшенной перьями и бантами, выставленной в недоступной витрине. Пирл Уайт (Pearl White), снимаясь в динамичных приключенческих фильмах, часто носила шляпы мужского покроя. В подражание Франческе Бертини (Francesca Bertini), многие дамы носили простые широкие шляпы без декора. Иногда героини фильмов были одеты в фантастические наряды и шляпы, не имеющие никакого отношения к действительности.

В 1910-е годы по-прежнему были актуальны тюрбаны из шелка, атласа или тафты с эгретками. Но это была «мода не для всех». Князь Феликс Юсупов в своих воспоминаниях писал:

«однажды, собираясь в Ковент–Гарден, кузины по совету моему обмотали волосы, как чалмой, тюлевой лентой, закрепив её узлом на затылке. Тюль дивно оттенял лицо. Весь театр смотрел на них».

Дамская шляпка седерины 1910-х Дамская шляпка седерины 1910-х Дамская шляпка седерины 1910-х

1920-е. Мировая война и революция в России повлекли изменения в обществе, в том числе и в моде. Женщины теперь были более самостоятельны: многие продолжали работать и после окончания войны, девушки учились в университетах наряду с мужчинами, а также получили право голосовать. В то время популярностью пользовались занятия спортом. Красивой стала считаться подтянутая женская фигура. Короткие стрижки, которые начали появляться в предыдущее десятилетие, теперь закрепились в моде. В то время актуальной считалась шляпка-клош с узкими полями, которая отлично подходила под стрижку. Ее сначала носили эмансипированные девушки-флэпперы, а затем она стала популярна среди всех женщин.

Шляпка-клош 1922 года Дама в шляпке-клош Женская мода 1920-х

1930-е. Развитие общественного транспорта и финансовый кризис 30-х окончательно вывели из дамского гардероба громоздкие головные уборы. При массовой безработице наиболее доступными деталями гардероба стали аксессуары, составляющие ансамбль: обувь, перчатки, сумочки и головные уборы можно было носить с любым нарядом. Первая половина десятилетия стала расцветом моды на шляпки-токи. Их носили с вуалетками, украшали аксессуарами из бисера, небольшими искусственными цветами, цветными перышками. В 1933 году итальянский дизайнер надел на женскую голову шерстяной носок, после чего в моду вошли вязаные и плетеные шляпки. Особенно модными были головные уборы из конского волоса. Также популярными вновь стали женские канотье, но слегка измененной формы. Из украшений для головных уборов использовались помпоны, вуали, шнурки.

Дама в шляпе, 1934 год Женская мода 1930-х Дамская шляпка с вуалью, 1939 год

С середины 30-х годов женщины постепенно вновь стали отращивать волосы. В моду вошли тирольские шляпы. Грета Гарбо надела шляпку-таблетку, после чего этот головной убор также стал актуален среди дам. Таблетки закрепляли на голове булавками или сажали на резинку. Появилась плоская шляпка – «десертная тарелка».

В конце 30-х годов бывшая манекенщица Полин Адам стала лидером в производстве дамских шляп и задавала тон вплоть до 1960-х. Моду 30-х годов формировали также Коко Шанель и Эльза Скиапарелли. Основываясь на идеях Сальвадора Дали, Эльза создала эпатажные шляпки «Стоптанная туфелька», «Наседка в гнезде» и «Осьминог».

В 30-х годах по-прежнему было неприлично появляться на людях без головного убора. В 1939 году на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке была заложена капсула времени, которая в числе других предметов содержала и женскую шляпку.

Гала, муза Сальвадора Дали, в шляпке от Эльзы Скиапарелли Нью-Йоркская капсула времени 1939 года

1940-е. В 40-е и 50-е годы XX века дизайнеры восполняли нехватку материалов для производства шляп собственной изобретательностью. Маленькие шляпки с вуалетками и без них сооружали из портьер, соломки, обрезков тканей, бумаги. В военные годы в зимнее время женщины носили маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, сверху повязанные платком или шарфом, либо глубокие шляпы из мягкого фетра с опущенными полями. Был популярен «лохматый» фетр с длинным ворсом.

Появившийся в конце 40-х годов стиль New Look принес моду на головные уборы с широкими полями, в частности на шляпы-колесо.

В 1942 году в Англии мужские шляпы разрешали продавать только лысым клиентам, так как из-за войны поставки головных уборов в страну сильно сократились. В конце 1940 — начале 1950-х годов модным был ток под названием «тамбурин».

Шляпка 1940-го года Дама в шляпке-таблетке, 1943 год Уинстон Черчилль в хомбурге

Обладателем большой коллекции шляп был Уинстон Черчилль. Помимо классических котелков, в ней было представлено множество смелых и оригинальных моделей.

1950-е. Характерной чертой моды 50-х годов стало отсутствие гротескных, вычурных форм. Дамы носили соломенные шляпки, которые с помощью современных технологий теперь окрашивались в различные цвета. Представительницы прекрасного пола, уставшие от сухих нарядов военных лет, стремились к женственности. Популярными были миниатюрные шляпки, которые носили во все сезоны. Среди мужчин наиболее актуальными были шляпы-федоры.

Мужчина в шляпе-федоре, 1950-е Женская мода 1950-х Модные тенденции 1950-х

1960-е. Благодаря Жаклин Кеннеди, в 60-х годах модными стали шляпки-таблетки. Также актуальными были небольшие шляпки с косыми полями, украшенные брошками, массивными булавками с камнями или мягкими бантами из той же материи, что и головной убор. Дамские головные уборы часто украшались вуалью. Моду на шляпы в то время во многом задавала актриса Одри Хепберн.

1970-е. В конце 60-х годов в связи с распространением личных автомобилей и четких стрижек, укладываемых феном, шляпы стали выходить из обязательного гардероба женщин и мужчин. Однако в Советском Союзе шляпы были наиболее популярны именно в 70-е годы.

Жаклин Кеннеди в шляпке-таблетке Одри Хепберн в широкополой шляпе Евгений Александрович Евстигнеев в шляпе-федоре

1980-е. С 1980 года стали актуальны токи из велюра, бархата, фетра, хотя шляпы уже не были популярны в это десятилетие. Некоторый интерес к ним возродила принцесса Диана.

1990-е. В последнее десятилетие ХХ века знаменитыми стали оригинальные дизайнерские шляпки Филипа Трейси, который позднее трижды был отмеченпремией Британского совета моды как лучший дизайнер аксессуаров.

Принцесса Диана в шляпке с вуалью Филип Трейси

«Дело не в том, чтобы полностью изменить вашу внешность, шляпы должны помочь вам стать привлекательнее».
Филип Трейси

Страницы:     1        2        3        4  



Источник: https://wiki.wildberries.ru/things/hats/история-шляпы
Категория: Головные уборы | Добавил: skrasa (20.10.2015)
Просмотров: 1628 | Теги: история, шляпы, головные уборы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Регистрируясь на нашем сайте, вы можете одновременно оформить подписку на наши новые публикации

Регистрируясь на нашем сайте, вы можете одновременно оформить подписку на наши новые публикации

Регистрируясь на нашем сайте, вы можете одновременно оформить подписку на наши новые публикации

Регистрируясь на нашем сайте, вы можете одновременно оформить подписку на наши новые публикации

Вход на сайт
Хорошего вам настроения!
Кликните по его правой лапке..., затем по левой...
Эксклюзивные шаблоны Ucoz скачать бесплатно для Ucoz.