Московский телеграф» в 1829 году писал:
В 60-е годы в моду вошла летняя женская шляпка «Генрих II»:
В театре были особые правила ношения головного убора:
Дамы надевали и снимали шляпы только вдали от посторонних глаз. Локоны часто крепились к полям и снимались вместе с головным убором. В то время появилось правило, согласно которому женщине можно было не снимать шляпу в помещении. Токи и береты, созданные специально для балов или торжественных обедов, изготавливались под руководством парикмахеров и буквально вплетались в прическу. В самом конце XVIII века в моду вместе с другими вещами восточного происхождения вошли тюрбаны. Их распространению способствовала французская писательница Жермена де Сталь (1766 — 1817). Она бежала из Франции, преследуемая правительством, и посетила многие страны, в том числе и Россию. Костюмы де Сталь всюду находили поклонниц. Всем головным уборам писательница предпочитала тюрбан. А. О. Смирнова-Россет в своих «Воспоминаниях» писала:
Тюрбаны надевали для больших выездов: в театр, на балы и званые вечера. «Московский телеграф» в 1825 году советовал:
Форма тюрбанов изменялась почти каждый сезон. В 1832 году газета «Северная пчела» сообщала:
Манера носить тюрбан диктовалась возрастом дамы:
Тюрбан и ток в то время были сходны по внешнему виду. Их главным отличием было то, что тюрбан драпировали с помощью парикмахера, а ток был готовой шляпкой. В первой половине столетия токи имели большие размеры и были пышно украшены цветами, перьями, драгоценностями. Во второй половине XIX века токи стали небольшими и сдержанными по оформлению. В этом столетии были популярны: русский ток «из булавчатого бархата, убранный шелковыми снурками» («Московский телеграф», 1828); турецкие токи, «у которых на переди видны два полумесяца, сделанные из галунов. Эти полумесяцы поддерживают эгреты, расположенные в виде буквы У. Турецкие токи делают из материи с золотыми и серебряными сеточками или бархатными квадратами» («Московский телеграф», 1826); испанские – «такие, у которых сверху золотая испанская сеточка, а украшение составляет торсада, наклоненные вправо» («Московский телеграф», 1826); индийские «…шляпки делают из крепа или морелевого гроденапля и называют их индийскими токами: окружность их весьма велика… сверху весьма плоски и надеты á la provencale (немного на ухо). Шляпки сии убираются цветами»(« Московский телеграф», 1826); á la Pharamonde «из малинового бархата. Он очень похож на русский кокошник и по краям сверху обшивается шнурками в виде диадемы — сии шнурки большой плетушкою с кистями свешиваются на правую сторону» («Московский телеграф», 1825). Самыми роскошными и оригинальными считались шляпки, произведенные в Италии. Итальянские мастера изготавливали дамские головные уборы из бархата, картона, конского волоса. Очень модным считалось украшать шляпку перьями больших белых цапель. В то время было истреблено большое количество птиц этого вида. Журналы мод в каждом номере помещали описания новинок: даже если форма шляпы не претерпевала значительных изменений, менялись отделка, цвет, тип кружева, цветы, манера подвязывать шляпку и пр. ХХ век• Мужские шляпы В начале ХХ века шляпа еще была неотъемлемым атрибутом мужского гардероба. Существовали особые ритуалы ношения головного убора:
Владимира Ленина в дореволюционных газетах называли «господином в котелке». Он сменил шляпу на пролетарскую кепку уже после революции. Классическая мужская шляпа вышла из массового употребления в период красного террора вплоть до 1920-х годов. В эпоху НЭП она вновь стала популярна, но теперь головной убор перестал считаться знаком принадлежности к какому-либо социальному слою. В то время шляпы производила единственная советская фабрика – петербуржская «Ладога». Также шляпы импортировали из Чехословакии. В конце 40-х годов фетровая шляпа стала важным элементом гардероба состоятельного мужчины. Признаком благополучия и избранности считались костюм тройка и мягкая фетровая шляпа в стиле американского актера Хамфри Богарта. Молодежь с конца 1940-х и до 1960-х годов частично осваивала субкультурустиляг, из-за чего в гардероб их последователей вновь вошли шляпы. Развитию моды на шляпы способствовал Никита Хрущев. Он регулярно носил эти головные уборы, в том числе соломенную шляпу, в которой впервые появился в 1959 году на встрече с колхозниками из Закарпатья. До него вожди предпочитали кепки, шляпа была визитной карточкой только для Берии и Молотова. В 1965 году изображение человека в кепке на дорожном знаке «Осторожно, пешеход!» даже поменяли на человека в шляпе. В 1978 году его снова изменили на изображение человека без головного убора. Советским туристам, выезжающим в Европу, стали выдавать зеленые шляпы из велюра. Даниил Гранин, участник первого советского пароходного круиза вокруг Европы, писал, что туристы этих шляп стыдились, но носили. В советское время ведущими предприятиями, занимающимися изготовлением колпаков для шляп и мужских фетровых шляп были Щелковская и Воскресенская фетровые фабрики. Мужские и детские соломенные шляпы производила Завидовская фабрика. • Женские шляпы
В начале ХХ века женщина позиционировалась как цветок, причем голова олицетворяла его бутон. В моду вошли объемные шляпы с высокой тульей, украшенные перьями или крыльями птиц, а иногда целыми гирляндами чучел маленьких птичек. В связи с этим сформировалось мощное движение протеста в защиту птиц. Была создана Лига против ношения птичьих чучел на дамских шляпках, которая публично выступала против варварского истребления пернатых.
В начале XX века в связи с успехами русского балета в Париже были распространены тюрбаны, т. к. костюмы артистов, выполненные по эскизам Л.Бакста, породили увлечение Востоком. Женские шляпки того времени крепились к прическе с помощью длинных остроконечных шпилек, которые часто имели причудливые формы. Шпильки украшали бусами, эмалью, стразами. Часто эти острые аксессуары представляли опасность для окружающих и были причиной множества травм на улице и в общественном транспорте. В начале ХХ века сначала петербургский, а за ним и московский генералы-губернаторы издали распоряжения о шляпной булавке: отныне предписывалось снабжать их надежными наконечниками. Но как показала практика, они часто откручивались и терялись. Случаи увечий из-за дамских шляп прекратились только с изменением на их фасоны. Во время Первой мировой войны внешний вид женских шляпок упростился: исчезли пышные банты, перья, шпильки. Во время революции 1917 года шляпка была исключена из женского гардероба, а ее место заняла кумачовая косынка. С образованием Советского Союза шляпки окончательно были заменены косынками. Но после 1924 года, с приходом НЭПа, они вернулись в моду и продержались до 1928-го. Шляпницы в то время часто перешивали старые головные уборы, а также изготавливали вязаные и вышитые модели, подражая западным тенденциям. Под влиянием НЭПа возродилось множество шляпных мастерских. В то время появилась шляпка-клош. В декоре головных уборов были популярны темы индустриализации и конструктивистские мотивы, например, шляпка могла быть украшена пером, намекающим на авиацию. В 30-х годах женщины носили заломленные набок фетровые шляпы, соломенные шляпки с узкими полями, а также широкополые модели. В то время появилось правило цветового сочетания шляпки, обуви, перчаток и сумочки. В журналах мод регулярно появлялись статьи о том, как изготовить шляпку самостоятельно. В 40-х годах женские шляпки стали уменьшаться в размерах, а к концу десятилетия были полностью заменены платками и беретами. В начале 40-х советская мода была приближена к европейской, и женщины носили тирольские шляпы. Также популярными были фетровые модели с вуалями. В военное время женщины не отказались от шляп. Как только была снята осада Москвы и блокада Ленинграда, мастерицы-шляпницы вернулись из эвакуации. Вторая половина 40-х годов была эпохой шляпниц-надомниц: ателье устраивались в коммунальных квартирах, в комнате, где жила мастерица. Не все женщины того времени могли позволить себе шляпки. Американский журналист в статье о Советском Союзе писал:
В 50-е годы были популярны маленькие круглые шляпки, надвинутые на глаза, а также модели в форме гриба. С 60-х годов и до распада СССР женские шляпки периодически входили в моду, но уже не завоевывали массового признания. Исключением являлась летняя соломенная шляпа. В начале 80-х годов популярен был ток под названием «тамбурин» — плоская шляпка, которая надвигалась на лоб и открывала затылок. После распада Советского Союза российская мода стала ориентироваться на западные тенденции. Шляпы периодически становились трендом сезона, но до настоящего времени так и не стали традиционным головным убором, таким как шапка или платок.
Источник: https://wiki.wildberries.ru/things/hats/история-шляпы-в-россии | |
Просмотров: 3526 | | |
Всего комментариев: 0 | |