26.11.2024, 08:04

История шляпы в России - 2

 

Московский телеграф» в 1829 году писал:

«Для прогулок в карете и на вечере надевают шляпки Франциск I, у которого поля широкие, спереди согнутые и длинное перо».

В 60-е годы в моду вошла летняя женская шляпка «Генрих II»:

«С высокой тульей и поля совершенно загнуты. Оне делаются из английской, бельгийской или итальянской соломы» 
(«Модный магазин», 1863).

В театре были особые правила ношения головного убора:

«так как в ложах не надевают шляп, да и в концертном зале дама всегда будет иметь без нее лучший вид, то нам нечего распространяться здесь об этой принадлежности туалета. Если дама желает быть в концертном зале в шляпе, то она должна быть понарядней и дороже; перья на ней могут быть большей величины и в большем количестве, чем на шляпе для улицы; ее также можно украсить цветами, кружевами и проч.».

Бальные женские шляпы XIX века Дама в шляпе, XIX век Дамы в шляпах, мода XIX века

Дамы надевали и снимали шляпы только вдали от посторонних глаз. Локоны часто крепились к полям и снимались вместе с головным убором. В то время появилось правило, согласно которому женщине можно было не снимать шляпу в помещении. Токи и береты, созданные специально для балов или торжественных обедов, изготавливались под руководством парикмахеров и буквально вплетались в прическу.

В самом конце XVIII века в моду вместе с другими вещами восточного происхождения вошли тюрбаны. Их распространению способствовала французская писательница Жермена де Сталь (1766 — 1817). Она бежала из Франции, преследуемая правительством, и посетила многие страны, в том числе и Россию. Костюмы де Сталь всюду находили поклонниц. Всем головным уборам писательница предпочитала тюрбан. А. О. Смирнова-Россет в своих «Воспоминаниях» писала:

«…Гейне ее возненавидел и назвал «La Sultanne de la pensée» (султанша мысли), та всегда носила красный тюрбан».

Жеремна де Сталь в тюрбане, 1812 год София Урусова в тюрбане, портрет 1830-х годов Княгиня Аврора Демидова, Карл Брюллов, 1836 год

Тюрбаны надевали для больших выездов: в театр, на балы и званые вечера. «Московский телеграф» в 1825 году советовал:

«Тюрбаны и токи, приготовляемые в модных лавках, надевают только в театр и в обыкновенные выезды. Но головной убор (тюрбаны, цветы, перья и проч.), когда едут на бал или в концерт, должны быть расположены артистом, убирателем головы при самом туалете».

Форма тюрбанов изменялась почти каждый сезон. В 1832 году газета «Северная пчела» сообщала:

«Носят также береты и тюрбаны. Последние изменились по своей форме: прежде главная ширина их была по обеим сторонам головы, а ныне с боков тюрбаны узки, но зато весьма широки в передней и задней частях».

Супруга российского императора Николая I Александра Федоровна в тюрбане, портрет 1810 года Наталья Голицина в тюрбане, Л. Герсан, портрет 1821 года

Манера носить тюрбан диктовалась возрастом дамы:

«Тюрбаны Moabyt более приличны для молодых дам, коих лета позволяют носить волосы приглаженными на лбу: оригинальность сей уборки необходимо предполагает сии условия. Тюрбаны сии почти всегда белые, с золотом и серебром» 
(«Молва», 1832).

Тюрбан и ток в то время были сходны по внешнему виду. Их главным отличием было то, что тюрбан драпировали с помощью парикмахера, а ток был готовой шляпкой. В первой половине столетия токи имели большие размеры и были пышно украшены Шляпка-ток XIX векацветами, перьями, драгоценностями. Во второй половине XIX века токи стали небольшими и сдержанными по оформлению.

В этом столетии были популярны: русский ток «из булавчатого бархата, убранный шелковыми снурками» («Московский телеграф», 1828); турецкие токи, «у которых на переди видны два полумесяца, сделанные из галунов. Эти полумесяцы поддерживают эгреты, расположенные в виде буквы У. Турецкие токи делают из материи с золотыми и серебряными сеточками или бархатными квадратами» («Московский телеграф», 1826); испанские – «такие, у которых сверху золотая испанская сеточка, а украшение составляет торсада, наклоненные вправо» («Московский телеграф», 1826); индийские «…шляпки делают из крепа или морелевого гроденапля и называют их индийскими токами: окружность их весьма велика… сверху весьма плоски и надеты á la provencale (немного на ухо). Шляпки сии убираются цветами»(« Московский телеграф», 1826); á la Pharamonde «из малинового бархата. Он очень похож на русский кокошник и по краям сверху обшивается шнурками в виде диадемы — сии шнурки большой плетушкою с кистями свешиваются на правую сторону» («Московский телеграф», 1825).

Самыми роскошными и оригинальными считались шляпки, произведенные в Италии. Итальянские мастера изготавливали дамские головные уборы из бархата, картона, конского волоса. Очень модным считалось украшать шляпку перьями больших белых цапель. В то время было истреблено большое количество птиц этого вида.

Журналы мод в каждом номере помещали описания новинок: даже если форма шляпы не претерпевала значительных изменений, менялись отделка, цвет, тип кружева, цветы, манера подвязывать шляпку и пр.

ХХ век

•    Мужские шляпы

В начале ХХ века шляпа еще была неотъемлемым атрибутом мужского гардероба. Существовали особые ритуалы ношения головного убора:

«при поклоне на улице мужчина приподнимает шляпу над головой, протягивает плавным движением руку по направлению той особы, к которой обращается с поклоном». 
(«Хороший тон. Сборник наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни», 1911).

Владимира Ленина в дореволюционных газетах называли «господином в котелке». Он сменил шляпу на пролетарскую кепку уже после революции.

Мужчины в шляпах. Фотография 1915 года Иллюстрация из журнала "Вестник моды", 1923 год

Классическая мужская шляпа вышла из массового употребления в период красного террора вплоть до 1920-х годов. В эпоху НЭП она вновь стала популярна, но теперь головной убор перестал считаться знаком принадлежности к какому-либо социальному слою. В то время шляпы производила единственная советская фабрика – петербуржская «Ладога». Также шляпы импортировали из Чехословакии.

В конце 40-х годов фетровая шляпа стала важным элементом гардероба состоятельного мужчины. Признаком благополучия и избранности считались костюм тройка и мягкая фетровая шляпа в стиле американского актера Хамфри Богарта. Молодежь с конца 1940-х и до 1960-х годов частично осваивала субкультурустиляг, из-за чего в гардероб их последователей вновь вошли шляпы.

Мужчина в шляпе в отделе тканей сельского универмага Ростовской области, 1950-е годы Мужчина в шляпе в толпе людей, конец 1950-х

Развитию моды на шляпы способствовал Никита Хрущев. Он регулярно носил эти головные уборы, в том числе соломенную шляпу, в которой впервые появился в 1959 году на встрече с колхозниками из Закарпатья. До него вожди предпочитали кепки, шляпа была визитной карточкой только для Берии и Молотова.

В 1965 году изображение человека в кепке на дорожном знаке «Осторожно, пешеход!» даже поменяли на человека в шляпе. В 1978 году его снова изменили на изображение человека без головного убора. Советским туристам, выезжающим в Европу, стали выдавать зеленые шляпы из велюра. Даниил Гранин, участник первого советского пароходного круиза вокруг Европы, писал, что туристы этих шляп стыдились, но носили.

Мужчины в шляпах на первомайской демонстрации Никита Сергеевич Хрущев в шляпе

В советское время ведущими предприятиями, занимающимися изготовлением колпаков для шляп и мужских фетровых шляп были Щелковская и Воскресенская фетровые фабрики. Мужские и детские соломенные шляпы производила Завидовская фабрика.

•    Женские шляпы

«Мода на шляпки более всего капризна и непостоянна; ничто не меняется так быстро, как фасоны шляп. Один фасон следует за другим и прежний фасон, так недавно восхищавший нас, остается забытым, а на первый план выдвигается все новое и новое, иногда, правда, и не совсем удачное, но привлекающее и чарующее своей новизной и неожиданностью».
«Журнал для хозяек», рубеж XIX-XX веков

В начале ХХ века женщина позиционировалась как цветок, причем голова олицетворяла его бутон. В моду вошли объемные шляпы с высокой тульей, украшенные перьями или крыльями птиц, а иногда целыми гирляндами чучел маленьких птичек. В связи с этим сформировалось мощное движение протеста в защиту птиц. Была создана Лига против ношения птичьих чучел на дамских шляпках, которая публично выступала против варварского истребления пернатых.

Дама в шляпе, начало XX века Семейный портрет, 1905 год

«В моде были береты, конфедератки с околышем, шляпы типа „ток“ или „рондо“, сомбреро, эспаньерки (пилотки), цилиндры и полуцилиндры, шляпы с шарфами, продернутыми через тулью, отделанные шелковыми, бархатными и кожаными цветами, перьями страуса, павлина, стеклярусными украшениями; шляпы из фетра и панбархата; капоры для детей и чепчики для пожилых женщин. Летние шляпки делали из тюля или шелка на проволочном каркасе, дамы охотно носили шляпки из натуральной и шелковой соломки. Меховые шапки шили прямой формы. Вначале на голову надевали легкий оренбургский платок, затем шапку, а сверху покрывали другим платком или шалью». 
«Воспоминания иркутянки», Лидия Тамм

В начале XX века в связи с успехами русского балета в Париже были распространены тюрбаны, т. к. костюмы артистов, выполненные по эскизам Л.Бакста, породили увлечение Востоком.

Женские шляпки того времени крепились к прическе с помощью длинных остроконечных шпилек, которые часто имели причудливые формы. Шпильки украшали бусами, эмалью, стразами. Часто эти острые аксессуары представляли опасность для окружающих и были причиной множества травм на улице и в общественном транспорте. В начале ХХ века сначала петербургский, а за ним и московский генералы-губернаторы издали распоряжения о шляпной булавке: отныне предписывалось снабжать их надежными наконечниками. Но как показала практика, они часто откручивались и терялись. Случаи увечий из-за дамских шляп прекратились только с изменением на их фасоны.

Во время Первой мировой войны внешний вид женских шляпок упростился: исчезли пышные банты, перья, шпильки. Во время революции 1917 года шляпка была исключена из женского гардероба, а ее место заняла кумачовая косынка.

Анна Андреевна Ахматова в шляпке-клош, 1922 год Лиля Брик в косынке. Снимок для советского плаката, 1925 год

С образованием Советского Союза шляпки окончательно были заменены косынками. Но после 1924 года, с приходом НЭПа, они вернулись в моду и продержались до 1928-го. Шляпницы в то время часто перешивали старые головные уборы, а также изготавливали вязаные и вышитые модели, подражая западным тенденциям. Под влиянием НЭПа возродилось множество шляпных мастерских. В то время появилась шляпка-клош. В декоре головных уборов были популярны темы индустриализации и конструктивистские мотивы, например, шляпка могла быть украшена пером, намекающим на авиацию.

В 30-х годах женщины носили заломленные набок фетровые шляпы, соломенные шляпки с узкими полями, а также широкополые модели. В то время появилось правило цветового сочетания шляпки, обуви, перчаток и сумочки. В журналах мод регулярно появлялись статьи о том, как изготовить шляпку самостоятельно.

Иллюстрация из журнала "Вестник моды", 1926 год Женская мода в России 1-й половины 1940-х годов Женщина в платке, 2-я половина 1940-х

В 40-х годах женские шляпки стали уменьшаться в размерах, а к концу десятилетия были полностью заменены платками и беретами. В начале 40-х советская мода была приближена к европейской, и женщины носили тирольские шляпы. Также популярными были фетровые модели с вуалями. В военное время женщины не отказались от шляп. Как только была снята осада Москвы и блокада Ленинграда, мастерицы-шляпницы вернулись из эвакуации. Вторая половина 40-х годов была эпохой шляпниц-надомниц: ателье устраивались в коммунальных квартирах, в комнате, где жила мастерица. Не все женщины того времени могли позволить себе шляпки. Американский журналист в статье о Советском Союзе писал:

«Среди женщин шляпка на голове – признак хорошего заработка; менее обеспеченные носят шали или платочки завязанные узлом на головой».

Шляпы в журнале мод 1957 года Женская мода 1970-х

В 50-е годы были популярны маленькие круглые шляпки, надвинутые на глаза, а также модели в форме гриба. С 60-х годов и до распада СССР женские шляпки периодически входили в моду, но уже не завоевывали массового признания. Исключением являлась летняя соломенная шляпа. В начале 80-х годов популярен был ток под названием «тамбурин» — плоская шляпка, которая надвигалась на лоб и открывала затылок.

Женская мода 1980-х Шляпы из коллекции Валентина Юдашкина, 1980-е Шляпа в коллекции Игоря Гуляева, осень-зима 2012-2013

После распада Советского Союза российская мода стала ориентироваться на западные тенденции. Шляпы периодически становились трендом сезона, но до настоящего времени так и не стали традиционным головным убором, таким как шапка или платок.

 

Страницы:    1        2    



Источник: https://wiki.wildberries.ru/things/hats/история-шляпы-в-россии
Категория: Головные уборы | Добавил: skrasa (21.10.2015)
Просмотров: 3526 | Теги: шляпы, головные уборы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Регистрируясь на нашем сайте, вы можете одновременно оформить подписку на наши новые публикации

Регистрируясь на нашем сайте, вы можете одновременно оформить подписку на наши новые публикации

Регистрируясь на нашем сайте, вы можете одновременно оформить подписку на наши новые публикации

Регистрируясь на нашем сайте, вы можете одновременно оформить подписку на наши новые публикации

Вход на сайт
Хорошего вам настроения!
Кликните по его правой лапке..., затем по левой...
Эксклюзивные шаблоны Ucoz скачать бесплатно для Ucoz.