Прежде всего вспоминается Cuir de Russie (Chanel), Tsar (Van Cleef & Arpels), Ambre Russe (Parfums d`Empire), Tres Russe (Institute Tres Bien). Менее известны ароматы Russisch Leder (Farina), Cuir de Casaque (Pierre Cardin) или Cuoio di Russia (i Profumi di Firenze). И уж совсем экзотическими, никогда не существовавшими кажутся названия духов вроде Taimyr от Brocard, Moskovskaya от Guerlain или Nijni-Novgorod, аромата L.T. Piver, созданного для нижегородской ярмарки 1896 года.
Начнем с того, что российский императорский двор был одним из тех клиентов, чьего внимания искали не только французские парфюмеры, но все производители предметов роскоши. Поэтому многие парфюмерные дома в XIX веке посвящали свои творения Российской империи или производили ароматы для императорского двора и русской знати (Guerlain, Floris, Jean Giraud, Sauze Freres, Oryza L. Legrand). Это золотое время вспоминают до сих пор: Марк-Антуан Кортиччьято, глава Parfums d`Empire, был бы рад поставлять свой Ambre Russe с нотами водки, ладана, меда и русского кориандра не в московские магазины, а к императорскому двору. Как это сделал Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен, создавший Bouquet d`Olga и Princesse Alexandra в 1842г., а в 1881г. - к восшеcтвию на престол Александра III - аромат Parfum Imperial Russe.
Запах России - не только аромат хвойных деревьев. Россия поставляла парфюмерам масла лаванды, кориандра, розы, березового дегтя и другие материалы. Но в названиях духов чаще всего фигурирует аромат русской юфти (Cuir de Russie) - кожи особой выделки, мягкость и запах которой обусловлены обработкой шкур жиром и березовым дегтем. Качество и стойкость русской юфти было таким, что из кожи, поднятой в 1981 году с потонувшего в 1786 году корабля Frau Metta Catharina была изготовлена сумка Kelly Hermes - кожа не потеряла свои качества после 200 лет в соленой воде! С русской юфтью европейцы были знакомы с XVI века, но особенно хорошо - после Наполеоновских войн 1812-1814гг. Триумф российских войск в Париже и необычный запах русских сапог запомнились французам, и в конце XIX века кожаные ароматы с этим названием появляются в ассортименте Delettrez, L.T.Piver и Guerlain. Семейство кожаных ароматов растет, особенно до Второй мировой войны, хотя и не имеет такой популярности, как цветочные и восточные ароматы. В это время Cuir de Russie выпускают Roger et Gallet, Coudray, Robert Bienaime, Godet, Lubin, Rigaud, Violet... Как мало из них дожили до XXI века!
Наиболее известным среди них стал аромат-долгожитель Эрнеста Бо для Chanel (1927). Кому, как не ему, прожившему в России 38 лет, знать, как пахнет русская юфть, и чем ее можно украсить? Шанелевский аромат не избежал влияния уже созданного к тому времени Chanel №5 - альдегидно-цитрусовое начало и насыщенное цветочное сердце унаследовано от него. Богатый дымно-бальзамический шлейф с характерной нотой березового дегтя добавляет теплую ауру, притягательную и животную. Последующие годы сделали аккорд русской юфти частью более сложных ароматов - цветочных и цитрусовых, восточных и шипровых, но и в чистом виде он по-прежнему часто встречается: 4711, Creed, i Profumi di Firenze, Pierre Cardin и конечно, Chanel.
Что касается другого парфюма, имеющего русские корни, то среди ароматов разных времен встречается Natacha (Marny), Kyrill (Vivaudou), Notchenka (Renaud), Grand Duke Orloff Special №127 (Floris), Cossack (Coty), Nitchevo (Juvena), Chouda (Gres), Balalaika (Lucien Lelong) и даже Tovarich, выпущенный Coty специально для советских солдат-освободителей в 1945 году.