Каждый утро женщины проводят перед зеркалом десятки минут, чтобы выглядеть привлекательнее и красивее. Но мало кто задумывается о том, откуда пришла к нам мода "красить лицо". И напрасно. История макияжа насчитывает тысячелетия. Изначально, в первобытном обществе, макияж носил ритуальный и вполне функциональный характер, а пользовались им в основном мужчины - с его помощью выделяли вождя племени, воина, устрашали врагов. Но вскоре он начал выполнять функцию, которая стала его основной: делать людей привлекательнее.
Родиной косметики считается Древний Восток, где искусство украшения лица и тела достигло высокого развития, но само слово "косметика" происходит от греческого "kosmetike", что означает искусство украшать. Представление об украшении лица и тела у каждого народа было своеобразным. Так, индейцы майя использовали красную мазь с добавлением очень липкой смолы стиракса. Этой смесью они смазывали особый брусок, вроде мыла, с вырезанными на нем узорами, натирали им грудь, руки, плечи.
Уже в Древнем Египте косметика использовалась достаточно широко. Искусством изготовления косметических средств владели в основном жрецы. Состоятельные люди применяли дорогостоящие методы улучшения внешности (красились и женщины, и мужчины), используя для этого специальные вещества, а менее богатые использовали простые "народные" средства. Забота о внешности была для египтянок делом первостепенной важности. Помимо карандаша для бровей им была хорошо известна помада, лак для ногтей, краска для волос, душистая вода и прочие атрибуты арсенала современной женщины. Едкий сок некоторых видов ириса употребляли в качестве румян (раздражение кожи этим соком вызывало красноту, которая сохранялась длительное время). В некоторых случаях косметика имела профилактическое значение. Например, подведение глаз не только женщинами, но и мужчинами предотвращало воспаление век от слепящего солнца и сухого ветра.
Очень популярны были средства для отбеливания лица. Так, известно, что Клеопатра для сохранения нежности и белизны кожи лица использовала мазь, основным компонентом которой был размельченный крокодилий помет вместе с белилами.
К периоду Древнего Египта относится первый известный нам сборник косметических рецептов, составленный царицей Клеопатрой. Подтверждением моды на косметику служит и то, что в древнеегипетских захоронениях найдено множество сосудов для благовоний и красок, ступочек и пестиков для их приготовления - рядом с усопшей клали не менее семи видов масел и двух сортов притираний.
Греческая мифология приписывает изобретение косметических средств богине Афродите, а их распространение - Елене Прекрасной. Гречанки не только чернили ресницы сажей, но и закрепляли ее смесью яичного белка со светлой смолой, а губы и щеки румянили с помощью сурика. Позже богатые римлянки красили веки золотистой краской и подводили брови углем. В Древнем Риме существовали так называемые "косметы" - рабыни, украшающие тело и лицо женщин Древнего Рима.
Отношение к косметике в Средние века менялось от века к веку. Хорошо известно, что в ранней Средневековой Европе все плотское считалось "от дьявола" и изгонялось - в том числе, разумеется, и косметика. Однако известно, уже в Древней Италии в I-IX веках было развито производство и сбыт косметики и парфюмерии и центром его был город Капуя (близ Неаполя). Там изготовлялись благовония, эссенции, притирания, гримировальные средства, помады.
Из Италии искусство косметики распространилось во Францию. Интересно, что в 1190 году король Филипп-Август издал поощрительные правила, предоставляя привилегии тем, "кто имеет право приготовлять и продавать все сорта духов, пудры, помады, мази для белизны и очищения кожи, мыла, душистые воды, перчатки и кожаные изделия". В то время считалось модным "малевать" лицо, руки, шею - это делали даже цветущие и красивые девушки. Разрисовка была до того сложна, что для этого часто приглашали художников. Вместе с тем общая гигиена была не в почете - голова и даже руки мылись довольно редко.
Позже - в эпоху Людовика XVI - было принято покрывать лицо очень толстым слоем пудры - таким, что он осыпался как штукатурка. Особенно красивой считалась такая кожа, через которую просвечивали сосуды - и поэтому жилки на лице порой рисовали поверх белил, а пудру не снимали по несколько дней. Так же неумеренно пользовались и румянами.
Популярными были черные мушки, изготовлявшиеся из шелковой ткани в форме небольшого кружочка или какой-либо фигурки. Из наклеивали на лицо, шею, грудь, причем каждая мушка имела определенное значение. Так, мушка над губой означала кокетство, на лбу - величественность, в углу глаза - страстность.
ХХ век
Развитие косметики в начале двадцатого века было очень незначительным. Идеалом женщины было белое нежное личико, опущенный долу взгляд голубых глаз, губки "сердечком". Косметика считалась атрибутом театра и кино, и ею пользовались только самые смелые.
Макияж, как общекультурное явление, своим новым рождением и эволюцией обязан кинематографу и Максу Фактору (Max Factor), поляку, работавшему сначала гримером при императорском театре в России, а позже эмигрировавшему в Америку, где он получил должность гримера в Голливуде и создавал экранные образы знаменитых кинодив.
В 1918 году Макс Фактор вывел знаменитый принцип "цветовой гармонии" макияжа. Впервые в истории косметики он указал на то, что пудра, румяна, тушь и помада должны быть согласованы по тонам с естественным цветом лица. А к концу 20-х он представил косметическую линию Society Make-up (светский макияж).
Вскоре благодаря Максу Фактору повседневный макияж обрел небывалую популярность, и женщины с удовольствием покупали помаду и румяна, рекламируемые любимыми актрисами. Макс Фактор усовершенствовал цветовую гамму своей косметики. Без этого Голливуд не смог бы полностью реализовать все преимущества уже появившейся тогда цветной кинопленки.
Чары Голливуда начали проникать на другую сторону Атлантики. Тридцатые годы создали новую моду и новую косметику. Миллионы женщин, стремились быть похожими на Вивьен Ли, Бетти Грейбл, Риту Хейуорт, Джоан Роуфорд и Веронику Лейк. Но первым осознанным символом красоты становится Грета Гарбо - она стала легендой при жизни. Миллионы женщин во всем мире старательно выщипывали брови и ополаскивали волосы ромашкой, чтобы приблизиться к желанному идеалу.
Сороковые годы прошли под знаком Марлен Дитрих. Кто не знает этого томного взгляда из-под густых ресниц, ироничного излома бровей на бледном лице и легкой грустной улыбки блестящих губ?
В послевоенные годы законодательницей мод в макияже становится Франция, где создается новый женский образ, с волосами уложенными в волны и локоны, с нарисованными карандашом тонкими круглыми бровями с изломом посередине, с сильно накрашенными ресницами. Именно тогда начали применять способ двойного нанесения туши - на первый свежий слой туши наносится пудра, а затем опять слой туши.
В 1950-е годы символом красоты и моды стали молодые девушки-фотомодели. Началась эра журналов мод. Стремление людей следовать самым последним веяниям в моде еще более увеличивало объемы продаж уже тогда ставших гигантами косметических концернов. В это десятилетие молодость была во всём, и в моде был стиль "тинэйджер".
Max Factor создает новый молодежный образ, впервые используя светлую губную помаду "Roman Pink". Меньшее акцентирование губ привело к большей выразительности глаз - и эра такого макияжа вводит нас в 60-е годы. В моде накладные ресницы, жидкая подводка для глаз, водостойкая тушь и подушечки для удаления макияжа - атрибуты театральной гримерной.
В 70-е - эпоху мини - модно обнажаться и быть загорелой. Именно поэтому появляется масса косметических продуктов для защиты кожи и тела. Самый актуальный макияж - California Look, созданный Max Factor. Назад к природе! Авокадо, лимон, земляника, зеленые яблоки и экстракты диких трав стали использоваться для грима, аромата и защиты кожи. Наступил бум косметики California Sun, появившейся в виде натурального блеска и румянца на лице, ярких губ, краски для век и крема для загара. Макияж стал возбуждающим, радостным и очень модным.
Восьмидесятые - эпоха стиля панк. На пике моды - яркая раскраска: румяна, помада, черная или синяя подводка и по верхнему, и по нижнему веку. Контурный карандаш темнее помады. Косметику применяют и вне сцены - мужчины, рок и поп звезды, такие как Майкл Джексон, Принц - без стыда пользуются ей.
В первой половине девяностых в моде густые, широкие, темные, нетронутые щипчиками брови, терракотовые оттенки и природные тона в макияже. А помните этот бум красной помады? Середина десятилетия: брови вновь "культивируют" - их уже не красят карандашом, а заполняют тенями, близкими по оттенку к природным. Возвращается подводка a la шестидесятые, в моде пухлые губы.
Конец 90-х - эпоха естественности и минимализма. Новые тональные кремы со светоотражающими пигментами, узкие брови, "умытое" лицо, макияж прозрачен и легок, средства с сатиновым отливом. Помада либо светлая, нежная, либо очень темная вплоть до черной. Быть идеально накрашенной значит выглядеть совершенно естественно.
Начало 2000. В моде металлический цвета, отражающие свет: серебристый, бронзовый, золотой. Актуальны продукты, содержащие блестки. Макияж создает ощущение праздника. Кожа должна светиться и сиять.
Что дальше? Сказать сложно. В наш век скоростей, информации и Интернета мода меняется очень быстро. Возможно, следуя общей тенденции моды, скоро макияж станет унисексуальным явлением. Подождем.
|