Некоторые думают, что в отличие от ювелирных изделий из "настоящих" материалов бижутерия скоротечна, что это модная однодневка.
Однако не спешите расставаться с вышедшими из моды "побрякушками". Некоторые из них пригодятся лет эдак через двадцать-тридцать, если не вам самой, то дочери, невестке, внучке, и будут восприниматься как "настоящая старина", которая постоянно возвращается в моду. Ведь многие украшения "недрагоценного происхождения", выполненные рукой мастера, стали произведениями искусства.
НЕ ВСЁ ТО ЗОЛОТО...
А родилась бижутерия из такой неприглядной "отрасли", как изготовление подделок. Поэтому сперва она лишь подражала по форме и ассортименту "настоящим" украшениям. Французское слово "бижу" употреблялось и раньше, обозначая обиходные - не фамильные, не уникальные изделия, в том числе и подделки.
Правда, производство подделок не всегда имело целью обман. Например, в XVIII веке стразы - хрусталь бриллиантовой огранки — были модны сами по себе: ими украшали пряжки башмаков, расшивали камзолы, из них делали пуговицы на жилетах. Никто, конечно, не надеялся, что эту блистающую россыпь примут за настоящие камни.
Но и в области бижутерии роль художника - автора проекта, а иногда и его исполнителя - очень велика. Подпись или маркировка известного художника обеспечит популярность колье, будь оно из соломы или бумаги, из меди или обыкновенных камней. В то же время многие изделия из золота и серебра никак не могут быть причислены к произведениям искусства и относятся к ювелирной промышленности, занявшей место прежнего ремесла.
Бижутерия нашла свою нишу, обрела свой голос в мире украшений с легкой руки Коко Шанель. "Великая Мадемуазель" изменила саму манеру носить и сочетать украшения. Женщины в ее костюмах, покинув камерную атмосферу гостиных и будуаров, стали деловитыми и динамичными. Им понадобились универсальные и элегантно броские вещи, с помощью которых даже небольшой набор туалетов (деловой костюм, "маленькое черное платье", блузка, джемпер) получает индивидуальность, смотрится разнообразно и легко трансформируется по обстоятельствам времени и места.
Шанель укрупнила украшения, лишила их привычной ювелирной утонченности. Сделанные из металлов "под золото" и "под серебро", ее знаменитые цепи, как когда-то и стразы, совсем не стремились обманывать. Но их сложные плетения, сочетание блестящих и матовых поверхностей, гибких и круглых, крупных и мелких элементов создавали определенный художественный образ.
НЕДРАГОЦЕННЫЕ ШЕДЕВРЫ
Перестав быть драгоценными и ювелирными, украшения "от Шанель" и ее подражателей, выполненные в больших тиражах, открыли направление массовой бижутерии, где роль модельера, художника-дизайнера стала преобладающей. На этой основе сформировалось направление бижутерии арт- дизайн (в отличие от массовых однодневок, которые тоже иногда называют бижутерией, хотя правильнее было бы обозначить их словом "галантерея").
Бижутерия арт-дизайна постепенно стала полноправным участником высокой моды, в ней подвизаются крупные художники, в том числе и те, кто, подобно Шанель, сочетали работу кутюрье и автора украшений.
Единство стиля, индивидуальная неповторимость Swarovski, Giyenchy, Lagerfeld, Balmain обеспечивается единением работы модельера и дизайнера украшений.
В отличие от авторских произведений ювелирного искусства бижутерия арт-дизайна тиражна, хотя для изысканных бутиков делаются малые серии, почти поштучно. В наши дни появиться в авторской бижутерии из искусственных материалов не менее престижно, а иногда и более уместно, чем в настоящих бриллиантах.
Современная бижутерия, особенно малосерийная, предназначенная для бутиков, широко пользуется искусственными материалами, причем иногда откровенно фантастическими, "ненастоящими", а иногда и подражающими натуральным, традиционным, но — без игр в обманки.
Нынешние игры другие: "настоящее - искусственное" соединяется не стыдливо, а напоказ, с вызовом. Заставляя искусственное выглядеть природным и наоборот, современная бижутерия развивается в соответствии с эстетикой постмодерна, существует в русле ведущих художественных течений.
Художникам и моде нравится наивничать, вспоминая о раннем средневековье - и Givenchy создает колье в "варварском" стиле с искусственными смолами, напоминающими старинные эмали в слегка неправильных, как бы вручную откованных металлических оправах.
В одной и той же витрине бутика могут оказаться колье и серьги с "магическими" спиралями (Pierre Balmain), ансамбль с "солнышками" Лагерфельда, играющего в натур-стиль, и жемчуга известной фирмы Dolphin Ore, подделки которой стоят, во всяком случае, не дешевле японского жемчуга. И здесь игра: Dolphin Ore использует классический материал — жемчуг, но откровенно поддельный, и классическую будто бы форму: шейное украшение и широкий, многорядный браслет - вещи типа "склаваж", модные в XVIII веке (от слова "склаве" - раб, так как они напоминают ошейники и обручи, которыми сковывали рабов). Но эта "классика" откровенно насмешничает: где вы видели такие огромные, ровные жемчуга, какая дама прошлого взгромоздила бы на себя такое крупное украшение?!
Рядом с напористой броскостью уживаются интонации артистичного изыска, тонких акцентов. Та же фирма Dolphin Ore, используя знаменитые искусственно выращенные и очень дорогие кристаллы Swarovski, создает коллекцию утонченных, чуть-чуть манерных вещей, в которых угадываются намеки и отголоски старинных традиций.
Ящерица напомнила мотивы Бернара Палисси, художника времен последних Валуа, который не очень умея лепить и рисовать, но обладая безудержной фантазией - оттискивал в глине живых ящериц и лягушек, а потом делал с этих оттисков отливки. Брошь-бутон - намек на знаменитые ювелирные букеты XVIII века, а тонкая рука в манжетке - словно привет из 1860-х годов. Черепашка, рыбка, дракончик обращают нашу память к прославленной пластике Фаберже. Безглазая золотая маска на тающей прозрачной форме - как привидение "серебряного века".
Но все эти намеки и фантомы увидены ироничным взглядом современного стилизатора: рука нереально узка и бескостна, бутон нарочито колюч и почти эротичен. И только строгое, безупречно прорисованное колье от Givenchy возвращает нас из мира призраков прошлого.
Прозрачное стекло, цветные смолы использует фирма Istante, создавая вещи хотя и тяготеющие к классике, но тоже с намеками на разные традиции, эпохи и страны. Витые шейные украшения и браслеты (в русской системе их называют "гривны") пришли из раннего средневековья, но сходные вещи и по сей день делают мастера Кавказа. Кулон на тонком пружинящем обруче - римейк моды 1970-х. Круглая подвеска на многорядном ожерелье закреплена с намеком на фермуары (застежки) середины XIX века. Но все эти исторические отголоски введены в современный контекст, существуют на основе новых технологий и материалов.
ЛИНИИ и ТЕНДЕНЦИИ
Бижутерия откликается на стилистическую многоликость постмодерна, расслаивается, отвечая на разные запросы (и не только в соответствии с кошельком). Она тонко приноравливается к разным жизненным ситуациям и задачам.
"Для вечера" создается бижутерия арт-дизайн, включающая элитные работы известных фирм - таких, как Givenchy и Charles Jourdan.
Дневная бижутерия также разделилась на деловую, предназначенную для офисного костюма, и более легкую, всем своим обликом вызывающую образ солнечного дня, отдыха, праздника. В такой бижутерии тоже появились новые пластиковые материалы, новые изысканные оттенки, но по форме она классична и напоминает молодежного моду 1960-х - круглые бусы, браслеты- обручи, клипсы-розетки, В дневную бижутерию активно вторгаются восточные мотивы, причем изделия такого рода составляют, как правило, не бутиковый, а массовый ее пласт.
Чутко улавливается и другое модное поветрие - работа с природными, натуральными материалами (рогом, костью), эксперимент с колоритом "экологической гаммы".
|