Историю нижнего белья в том виде, каким мы его знаем, можно отсчитывать с середины XVIII века.
Корсет, кринолин и турнюр - понятия, с которыми женщине приходилось иметь дело в промежутке примерно с 1810 по 1870 год. Многочисленные документы первых десятилетий того века свидетельствуют о дискуссии, в которой медики протестовали против "осиной талии", а их современники - поклонники моды - напротив, видели в ней эстетическую ценность. Фигура женщины эпохи бидермейер должна была выглядеть хрупкой и изящной. На смену шнуровым корсажам уже в 1828 году пришли так называемые "механические" корсеты, которые затягивались с помощью вбитых металлических петель. Кринолин (от французского crin - конский волос), изготовляемый из жёсткой материи, китового уса или даже стальных обручей, носился под верхней одеждой, поддерживая достигавших порой шести метров в ширину женские платья. К 1870 году этот пышный силуэт "съехал" назад, и корзинообразный "турнюр" создал считающийся особо эротичным "искусственный зад".
В то же время и почти до наступления XX века стародавняя сорочка оставалась падчерицей женского белья. Первые превращения в моде в этой области - украшение вышивкой - нередко комментировались широкой общественностью того времени как эксцесс, но, тем не менее, последняя треть уходящего века привносила помимо пышности в повседневной одежде всё большую р оскошь в белье. Батист, вышивка и кружева, вырезы в форме сердца и вязка крючком, сборки и ветная тесьма - фантазии и искусности мастериц не было границ. Ремесло белошвейки становилось респектабельным занятием для дам. И, наконец, мерилом этой профессии становится вышивка белыми нитями.
Украшенными и утянутыми дамы подходили к началу следующего столетия. Корсет до тех пор служил исключительно для формирования фигуры, пока не появились первые резиновые подвязки для чулок. Сначала они крепятся к корсету спереди, и только позже появляются пояса для резинок, какими мы знаем их и сегодня. Элегантная дама носила около 2,5 кг нижнего белья: штанишки, сорочку, "юбку приличия", корсет, нижнюю юбку, вторую нижнюю юбку, боковку... Зимой надевалось также согревающее бельё.
Это тоже неизбежно привело к образованию "реформаторского движения в одежде". В 1896 г было образовано "общество борьбы за упрощение женской одежды". Оно, кроме прочего, проводило "освобождение от всякого давления и стеснения". Но в отношении нижнего белья это движение поначалу добилось немногого.
Типичным силуэтом 1900 года становится новинка: женщина вообще без живота, а ещё лучше - с впалым животом, но зато с подчёркнутыми, выпирающими ягодицами. Подчёркивалась также грудь, часто муляжом или, как минимум, шёлковыми подкладочками. Тем не менее, с 1910 г. нижняя часть корпуса приобретает прямые линии. Реклама нижнего белья того времени демонстрирует женщин с чрезмерно длинным телом - без талии, бёдер и ягодиц. Весь секрет опять в белье: корсет из китового уса, стержни которого имеют чрезмерную длину.
И всё же учащались требования изменить женскую одежду в угоду "законам здоровья". Выдвигались требования упразднить корсет, но отнюдь не без замены. На рынке появилось множество лифчиков и бюстгальтеров. Однако эти лифчики-реформаторы были выдержаны в рамках традиции: многие были со стержнями из китового уса, спиральными пружинами или вкладками на шнуровке. И к тому же только крайне эмансипированные дамы полагали, что и вовсе могут обойтись без искусственной поддержки для мышц спины и груди.
Экскурс в историю индустриализации показывает, что до 40-х гг. XIX века корсетчики при изготовлении корсета вручную сшивали части материи. Затем производство стало серийным, что было сопряжено с изготовлением корсетов на ручных ткацких станках. В 1850 г. в Германии узнали швейную машинку.
Изготавливать корсеты фабричным способом начали французы. Чуть позднее, около середины XIX столетия, были основаны и первые немецкие ткацкие фабрики. Появлялись они в основном в земле Баден - Вюртемберг, где хлопчатобумажное ткачество претерпевало кризис, и поэтому получало субсидии от государства. Так, например фирма "Felina" также возникла на юге Германии: предприятие было основано в 1885 г. на курорте Раппенау как фабрика по пошиву корсетов. И даже когда появились предшественники первого бюстгальтера - французская модель "Callimaste" делалась из эластичных лент - корсеты отнюдь не отслужили своё: "Callimaste" надо было носить под корсетом.
Причиной всего того, что удалось воплотить в жизнь реформаторскому движению, и то в недостаточной мере, была Первая Мировая Война. Возникает новый образ женщины, обусловленный необходимой самостоятельностью. Небольшая семья, трудовая занятость женщины - всё это вело к равноправию с мужчиной, что нашло своё отражение и в мальчишеских линиях: линиях, делающих грудь и бёдра по возможности плоскими и незаметными. Более короткие юбки, материалы, легко поддающиеся глажке, молодёжные, спортивные и туристические движения способствовали росту спроса на лёгкие, воздушные ткани. Комплект белья - лифчик и штанишки - возник как типичный предмет женского туалета 20-х гг. XX века; впервые для белья используются пастельные тона. Грудь исчезает под первыми бюстгальтерами, которые не формировали, а напротив, сплющивали её: мальчишество пользовалось спросом. Корсет тогда уже был частично заменён поясом для чулок.
Наступающее столетие подчёркивало женственность, снова идеальной стала считаться женская фигура правильных пропорций, правда, худой в области бёдер. Основой женского гардероба становятся новый, округлых форм и придающий формы бюстгальтер, эластичный пояс для чулок и подтягивающий фигуру корсет. Кроме того, модные - подчёркивающие фигуру, длинные, до икр - платья вынуждали бельё стать "второй кожей".
После того, как к 30-м гг. стало возможным изготовлять резину длинными нитями, корсет переживает ренессанс: он не зашнуровывался, но, вместе с тем, плотно облегал тело. И ещё непременной деталью гардероба становится пояс для чулок, который до изобретения колготок служил одновременно и подвязками.
Вторая Мировая Война принесла с собой дефицит и дух изобретательства. Всё каким-либо образом добывалось и изготовлялось. Вязаное нательное бельё согревало. Шили из всего, например, из парашютного полотна. И что важно: нижнего белья было мало и только по ордеру: немецкие корсетчики и фабриканты белья не могли достать новое заграничное волокно вроде нейлона и перлона.
А затем появились американцы, а с ними нейлон, первые боксеры (трусы-шорты) и футболки. Возникает страстное желание к давно желаемой роскоши, и вместе с ним появляются широкие юбки "нью лук". И снова возвращается она - осиная талия.
Именно в этот период впервые "девочки-подростки" были признаны промышленностью как целевая группа: на рынке появляются коллекции специально для молоденьких девушек.
Западногерманская промышленность нижнего белья переживала в 60-е гг. чрезвычайный подъём. Здесь было занято 25 тысяч человек. В 1963 возникли серьёзные трудности, связанные с царящим в те дни дефицитом рабочей силы. И именно немецкая бельевая промышленность была первой отраслью экономики, которая перенесла производство за границу.
60-е принесли с собой чудесное волокно - лайкру, первые колготки и мини-юбку. А также - студенческие бунты, которые сопровождались публичными сожжениями бюстгальтеров. Во всём мире упали продажи бюстгальтеров как мнимого символа притеснения женщины. Правда, производители проявили изобретательность и стали выпускать всё более лёгкие бюстгальтеры, однако уже невозможно было сдержать кардинального изменения отношения потребителей: девушки уже не носили сорочек, нижние юбки также стали излишними после того, как стали появляться юбки на подкладке. Штанишки становились всё меньше и меньше, пока не приняли форму трусиков-бикини.
А затем пришли 70-е, и всё началось сначала: с Твигги ... смотри "Германия в 20-е". Десятилетием позже, как мы помним, мы вроде бы достигли всего, и роскошь охватила, конечно, и белье. И снова преобладает дух времени - и на этот раз он вынуждает экономить. Эксперты считают возможным ориентацию на оправдавшую себя классику. К особенностям сегодняшнего мира белья относят "Push-ups", бюстгальтеры, подчёркивающие и поднимающие грудь. Но историки последующих поколений, подытоживая пройденный за последнюю декаду прошлого тысячелетия путь, точнее определят, хочет ли женщина быть более или менее женственной - эксперты в области моды видят в настоящее время две тенденции: элегантность и сексуальность - с одной стороны, чёткость линий и мальчишеская спортивность - с другой. И будущее есть, несомненно, у обеих.
|