Серый - цвет равновесия между белым и черным. Это любимый цвет рассудочных и недоверчивых натур, которые долго думают перед тем, как принять какое-либо решение. Этот нейтральный цвет предпочитают также те, кто боится быть скомпрометированным. В некоторых культурах, например в мусульманской, серый цвет считается плохим, так как затемняет белый. Серый цвет в общем-то "бесцветный", в нем не заложено никаких стимулов и никаких психологических тенденций. Он нейтральный. Серый - это не оккупированная территория, а граница, линия разграничения, позволяющая различить контрастные части. Действие цвета. Тот, кто ставит серый цвет на первое место, хочет отделить себя от остального мира, хочет, чтобы его оставили в покое и ни во что не вмешивали. Он не желает ни в чем участвовать. Даже когда необходимо полностью погрузиться в какое-то дело, человек, поставивший серый цвет на первое место, контролирует свои действия на расстоянии, он как бы стоит в стороне и наблюдает за собой, не позволяя захватить себя целиком. С другой стороны, человек, для которого серый среди других цветов занимает последнее место, стремится прикоснуться ко всему. Он считает, что имеет право принимать участие во всем, происходящем вокруг него. В результате окружающие начинают относиться к нему как к излишне любопытному, назойливому и сующему нос не в свои дела. Нейтральность серого цвета наводит на него скуку. Тот, кто ставит серый на второе место, не столь однозначен. С одной стороны, он пытается компенсировать свои проблемы с помощью цвета, стоящего в первой позиции. С другой стороны, игнорирует оставшиеся цвета из-за боязни, что таящиеся в них стимулы вовлекут его в какую-нибудь авантюру вопреки его воли. Такой человек как бы "выключен" и изолирован от окружающего мира, хотя может казаться даже слишком активным. Если серый стоит на третьем месте, все равно дисбаланс между другими цветами настолько велик, что два первых цвета используются лишь в качестве компенсации Таким образом, люди, ставящие серый цвет на первые три позиции, пытаются обмануть себя. Многие крупные руководители промышленности и коммерции отличаются таким компенсаторным поведением - они ставят серый цвет в начале цветового ряда. Цвета, стоящие непосредственно перед серым в начале ряда и сразу же после него, указывают на наличие стресса. Нормальное среднестатистическое положение серого - это 5-7-е место среди восьми основных цветов. Во всех других позициях серый значит очень многое. Например, в любой ситуации, вызывающей усталость, нервное состояние или стресс, серый передвигается в начало ряда. Колористы считают, что любовь к серому цвету - своеобразная защита психики и стремление к выживанию. Импульсивному, легкомысленному человеку серый цвет обычно не нравится. Цвет и мода. Серый цвет наши предки не жаловали. Древние люди предпочитали носить одежду ярких оттенков. В средние века он использовался в костюмах лишь в качестве дополнений, например к фиолетовому или черному и белому (последняя цветовая комбинация была по душе королю Рене Анжуйскому). Серый, как и коричневый, воспринимался тогда как цвета грусти. Позже отношение к серому меняется. Разнообразие оттенков серого в текстильном производстве минувшего века поражает. Существовал, например, "розовый пепел", цвет испуганной мыши (все это нежно-серый цвет). Цвет "наваринского пепла" имел более темный оттенок: жемчужный оттенок серого назывался "гридеперлевый" (в начале века его называли и писали только по-французски). Некоторые названия серых оттенков не получили русского эквивалента вообще и не прижились с иноземным названием. Хорошо известно название темно-серого цвета маренго (серый с вкраплениями черного). Оно появилось после битвы при Маренго в 1800 году. Дело в том, что ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета. Тот же темно-серый цвет назывался "паук, замышляющий преступление", правда, название цвета писалось на французском языке. Был и цвет "влюбленной жабы" - зеленовато-серый. Цвет гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот. К группе серых цветов относили оттенки, возникавшие при сочетании двух или трех видов нитей. Например, ткань гриделен, грездолин представляла собой материал серого цвета в черную или светло-серую полоску. Ткань "борода Абдель-Кадера", или "борода Абдель-Керима" - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом. Грезет, гризет, резет - ткань однотонная, сначала только серая, из шерсти или шелка низкого сорта, с мелким цветочным рисунком. Швеи, шляпницы, модистки, зарабатывающие на жизнь собственным трудом, умудрялись одеваться модно благодаря этой ткани, поэтому сами девушки стали называться гризетками. Со временем этот материал мог быть уже не только серого, а любого другого цвета. Крестьяне называли темно-серый цвет смурым. Получался он таким образом. При домашней выделке шерстяных тканей пряжу редко окрашивали. Материалы из нее получались различных грязно-серых оттенков цвета натуральной шерсти - иногда с коричневатым оттенком. Существовал еще "дикий" цвет - естественный цвет исходного материала, не подвергавшегося отбеливанию или окраске. Серый был одним из самых распространенных цветов в Советском Союзе. Пальто серого цвета а-ля шинель, костюмы серые, платья неярких, немарких расцветок. После того как ЮНЕСКО провела исследования в Америке, Европе и СССР, она установила, что советские люди полностью выпали из мировой цветовой культуры. Они предпочитали совершенно иную цветовую гамму, чем все другие народы. Отечественные текстильные фабрики производили ткани в основном трех мрачных цветов: серого, коричневого и черного. По мнению психологов, такая гамма построена на оттенках разрушения, но это и своеобразная психологическая защита. Потом, словно очнувшись, женщины бывшего Союза ударились во все тяжкие. Были увлечения ультрамарином, алым, огненно-рыжим, ядовито-зеленым, флюоресцентными красками. Но костюм серого цвета никогда не уходил в утиль. В конце XX столетия серый цвет опять актуален. Он воспринимается как альтернатива базовому черному. Его стали носить без ограничений и днем, и вечером. Модные ткани - твид, кашемир, фланель - окрашены во всевозможные оттенки серого. Популярны ткани с эффектом блеска, они также часто серебристого цвета. Цвет и имидж. Серый традиционно считается вторым предпринимательским цветом, как и темно-синий. Кроме того, даже темно-серый производит более мягкое впечатление на окружающих, чем черный, и поэтому имиджмейкеры советуют, чтобы расположить собеседника к себе, надевать костюм именно серого цвета. Но серый цвет необходимо "оживлять" каким-то другим оттенком, например зеленым, желтым или пастельным. Один серый или в сочетании с белым цветом выглядит скучновато.
| |
Просмотров: 548 | |
Всего комментариев: 0 | |