Наша обувь – это наша ахиллесова пята. Она может рассказать о своем владельце массу интересного, она отражает наши слабости, наше мироощущение и нашу чувственность. И недаром при некоторых сексуально-психологических расстройствах обувь становится фетишем и объектом желания, ведь в ней зашифрована бесценная информация о другом человеке.
Кэри Брэдшоу, легендарная героиня «Секса в большом городе», теперь уже далеко не единственная фанатка обуви. Многие женщины уже давно поняли, что в изящных туфлях можно покорить не только асфальтовые джунгли, но и невероятные жизненные высоты. Однако чемпионками по количеству закупаемой обуви являются отнюдь не соотечественницы этой сериальной героини, а француженки. И все потому, что если о первенстве в мировой высокой моде еще можно спорить, то лучшую на свете обувь, как ни крути, создают именно европейские мастера.
Европейские ритейлеры-гиганты отводят все больше места в своих огромных магазинах под обувные секции. Ведь, по мнению специалистов, сама культура приобретения обуви давно изменилась. Если раньше приобретали туфли к какому-то платью, то теперь в порядке вещей покупать джинсы или блузку, ориентируясь на имеющуюся обувь.
И дело не только в моде. В течение многих веков между женщинами и обувью складывалась длинная история любви. «Даже история страсти», - добавляют некоторые психологи. Каждая из нас желает твердо стоять на ногах, и обувь становится символом, олицетворяющим тот самый «якорь», который не дает нам упасть. Завоевать мир можно даже в кроссовках, ведь главное – отношение женщины к своей любимой обуви, и, как правило, в данном случае речь идет об особых отношениях. Например, куртку или шарф можно дать поносить подруге. Туфли же – никогда. Несмотря на то что эта деталь гардероба относится, по сути, к верхней одежде, многими женщинами она рассматривается как вещь интимная, индивидуально «заточенная» под собственную ножку. Изысканная, сверхудобная или эксцентричная, наша обувь отражает не только нашу эволюцию, но и то, как мы идем по жизни.
Что в результате? Часто мы можем отложить на неопределенный срок оплату коммунальных услуг и с легким сердцем отдать всю сумму за заветную пару «самых лучших на свете» туфель. Производители обуви уже давно это поняли. Коллекции в обувных магазинах обновляются с космической скоростью. Марки класса люкс, разумеется, тоже не устают радовать: на массовость, конечно, рассчитывать не приходится, но на динамику и разнообразие – без сомнения. А для поклонниц престижных брэндов обувь становится еще и пропуском в не всегда доступную вселенную, открытую лишь для элиты. Позволить себе каждый сезон покупать десяток-другой нарядов из дизайнерских коллекций может далеко не каждая модница, а вот накопить на роскошную пару сапожек, которые могут прослужить очень долго, – гораздо проще. Устоять перед этим призывом собственного сердца, собственного тщеславия и собственных ног? Mission impossible. По мнению психологов, высокая цена обуви становится лишь мелким препятствием и незначительной деталью на фоне того удовольствия, которое нам дарит дорогая и качественная обувь. Удовольствия эстетического, которое, кстати, почти всегда несет в себе сексуальный подтекст. Нога погружается в туфлю – и на подсознательном уроне это действие воспринимается как источник наслаждения. И совершенно не случайно психологи советуют женщинам, которые хотят соблазнить понравившегося мужчину, сидящего напротив, изящно, как бы невзначай, снимать и снова надевать свою туфельку.
Обувь способна раскрыть ресурсы чувственности, а мужчины единодушно обращают больше внимания на женщину, которая предпочитает изящную, но при этом комфортную обувь. «Когда женщина надевает туфли на высоких каблуках, она начинает двигаться медленнее. Она становится более внимательной к окружающему миру, более восприимчива ко всему, что происходит рядом. Для меня обувь всегда ассоциируется с чувственным аспектом», - комментирует знаменитый обувной дизайнер Кристиан Лабутьен (Christian Louboutin).
Большинство мужчин расценивают изысканную обувь на тонкой шпильке как самую сексуальную деталь женского гардероба, как самую эффективную ловушку, в которую они, в принципе, с удовольствием попадают. Обувь отражает также наш социальный статус, наше благосостояние, род занятий и даже наше либидо. Высокий острый каблук является синонимом женственности, знаком эротизма и власти. И в то же время он является известным фаллическим символом: таким образом, считается, что женщина выбирает подобную обувь на подсознательном уровне, либо объединяя в себе два противоречия, либо… компенсируя в себе отсутствие мужского начала.
Как правило, женщина с трудом расстается с любимой обувью, особенно когда на стильных туфельках или мягких сапожках практически нет признаков износа. Поэтому в наших шкафах порой «законсервированы» несколько пар обуви, которую жалко отдавать бедным людям и уж вовсе кощунственно - выкинуть. А некоторые представительницы прекрасного пола коллекционируют в своих гардеробных не одну-две пары, а десятки или даже сотни. С точки зрения психоанализа данное желание «аккумуляции» любимой обуви является проявлением нарциссизма и хрупкости. Женщина не может нравиться себе в одних и тех же туфлях, сегодня ей нужны одни, завтра другие – и так до бесконечности, которая ограничивается лишь финансовыми возможностями.
А ведь есть и такие дамы, которые просто коллекционируют обувь, никогда не надевая ее. Идет ли в данном случае речь о психологических проблемах? Софи Кадален (Sophie Cadalen), популярный в Европе психоаналитик и автор нескольких книг о психологии моды, об отношениях женщин с обувью, утверждает: «Подобное поведение может расцениваться как нежелание женщины выводить на поверхность свои фантазии. Это своеобразный «не-переход» от мысли к делу. Они знают, что эти вещи у них есть, что они при желании (которое возникает крайне редко) могут их надеть, и сам факт наличия и созерцания вереницы туфель становится источником наслаждения». И вновь речь идет о наслаждении? Да, но на этот раз наслаждение - иного толка.
Иногда ради психологического наслаждения мы готовы на серьезные физические неудобства и даже страдания. Мы готовы немножко потерпеть ради того, чтобы целый день красоваться в туфлях неземной красоты, которые к тому же являются настоящим must have сезона. Предупреждения специалистов не меняют ситуации, и нам нет никакого дела до того, что 75% женщин имеют проблемы с ногами из-за неправильно подобранной обуви. Мы забываем о том, что это туфли должны подстраиваться под форму ноги, а не наоборот. Варикоз, тяжесть в ногах, головные боли, проблемы со спиной – какое значение могут иметь все эти «глупости», когда мы видим в витрине настоящее чудо обувного искусства?
В Соединенных Штатах любовь к обуви уже переходит все разумные пределы. Лифтинг ступней, инъекции коллагена в пятку и удаление одного пальца на ноге… По глубокому убеждению сотен модниц-мазохисток, все эти манипуляции стоят того, чтобы потом втиснуться в вожделенную пару туфель от Jimmy Choo или Manolo Blahnik. Причем услуги специалистов, которые совершают подобные операции, расписаны на шесть месяцев вперед. Ведь, по мнению психологов, большинство женщин предпочтут спуститься в ад в самых лучших туфлях, чем подняться в рай – в плохих.
|