Л.Волкова.
Женщина и карьера
Введение
В сознании многих мужчин до сих пор
господствует следующий образ идеальной женщины: босая, беременная, на кухне.
Очевидно, исторически сложилось мнение, что женщину должно быть видно, но не
слышно.
Однако
времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.
Современная женщина уже не может представить себя
только лишь в роли домохозяйки. Каждый вправе относиться к этому по-своему, но
конец XX века - это начало эры unisex 'а.
Универсальная одежда, универсальные прически, универсальное поведение. Смешение полов и их ролевых функций.
Мужчины отстаивают свое право воспитывать детей и заниматься домашним
хозяйством, женщина - зарабатывать деньги и обеспечивать семью.
Исторически сложилось так, что мужчине не
привыкать занимать командные позиции. Женщина же
испытывает пока по этому поводу массу комплексов. Осознав, что может
справляться с работой, считавшейся ранее чисто мужской, она порой не чувствует в себе сил отказаться от стереотипов, которые были восприняты ею с детства.
Но если
женщина решила подняться по социальной лестнице, то
она должна приготовиться к нелегким испытаниям, ведь ей придется осваивать
доселе чужую территорию. И чем выше она будет подниматься,
тем меньше вокруг неё будет представительниц
"слабого" пола. А чтобы не чувствовать себя в чужой тарелке,
необходимо изучить правила делового поведения в
мире мужчин.
С разных планет…
Девочек и мальчиков воспитывают по-разному. С тех
пор, как счастливой матери торжественно объявляется, что у нее родилась
девочка, она начинает представлять, как будет наряжать
ее в платьица, заплетать косички и покупать кукол.
Внешнему виду мальчиков и привитию им приятных манер традиционно уделяется не
так много внимания.
В результате
этого мальчики, в большинстве своем предоставленные
сами себе, предпочитают играть в войну, казаков-разбойников и мушкетеров. А
тихие, скромные девочки - в дочки-матери, школу и больницу.
Даже двенадцатилетние мальчишки
знают, что они
нуждаются в десяти других, чтобы
образовать футбольную команду, что нужно
выиграть, несмотря на то, что отдельные члены команды могут иметь плохой
характер. Поэтому, в процессе игр они добровольно объединяются в коллективы с
единственной целью - победить. У девочек же конкуренция отсутствует: не
результат, а сам процесс игры доставляет им удовольствие.
Как правило, девочки не приобретают опыта
действовать в составе команды. Если они занимаются спортом, то предпочитают
одиночные виды спорта, такие, как конный спорт или теннис. Большинство девушек
никогда не узнает, что означает "командный дух", они не учатся
объединяться в группы и побеждать всем вместе, несмотря на то, что отдельные
члены группы не вызывают симпатии!
Психолог Пэт Хейм считает, что
бизнес организован по принципу спортивной игры. Мужчины полагают, что
достижение успеха невозможно без четкой организации. Они создают иерархическую
структуру, во главе которой находится босс. Он дает указания и контролирует ход
игры, распределяет игроков, учитывает их возможности, подготовку и опыт и без
сожаления расстается с лишними или неподходящими "бойцами".
Хоккей,
футбол и бейсбол - игры не женские. Женщина привыкла видеть вокруг себя равных
и не считает себя окруженной противниками.
Со
временем мальчики привыкают к игре в команде, конкуренции и достижению цели. А
девочки - к сотрудничеству, взаимопониманию и взаимопомощи. С этим багажом они и приходят в мир взрослых.
С самого
детства мужчины настроены на то, что они будут работать, чтобы, по меньшей
мере, суметь прокормить семью. Только незначительная часть женщин в детстве
задумывалась над этим вопросом. Большинство же из них надеется найти кого-то,
кто будет их содержать. Разница в
настрое и направлении мышления, вытекающая из различных представлений,
складывающихся еще в детстве, огромна.
Под гнётом стереотипов
Чтобы добиться успеха в «мужском мире», у женщины
должны присутствовать некоторые черты лидера. Возникает вопрос: «А кто
такой лидер?» Это, прежде всего человек, на поведение которого ориентированны
члены группы, именно он задает стандарт поведения, определяя цели и задачи
группы, имеет психологическое право принудить подчиненных выполнять
поставленные перед ними задачи. Иными словами, лидер обладает
властью. И, наконец, самое
главное - лидер принимает на
себя ответственность за
группу людей и
за её действия. Безусловно, лидер должен обладать
интеллектом. Он даже может быть
необразован с точки
зрения абстрактного знания, но
умение управлять людьми
или социальный интеллект
ему необходим точно. Очень важно
то, что большинство лидеров
склонны принимать решения индивидуально, не подчиняясь
внешнему давлению.
Интеллектуальная независимость - вот
что отличает настоящего
лидера. Кроме того, он эмоционально стабилен. На языке психологов это ценное качество называется
“инфарктоустойчивостью “ - отсутствием
страха и тревоги. Невротизм лидеру
противопоказан.
Наверное,
в воображении уже
возникает образ преуспевающего мужчины, уверенного в
себе руководителя или
бизнесмена ... Так и было
до недавнего времени, пока
на жизненной арене
не появились деловые
женщины, яркие личности,
инициативные, энергичные, не
боящиеся трудностей, но, несмотря
на это, представления о «домашней
женщине» всё ещё господствуют в
обществе.
И, возможно,
именно эти стереотипы и мифы сдерживают движение вперед, такие как: женщина - существо слабое и хрупкое. Ей не по
силам состязаться с мужчинами; женщина слишком эмоциональна для мира бизнеса.
Она способна не только устроить бурю в стакане, но и затопить офис своими слезами; женщина и логика - понятия
несовместимые; женщины полагаются на свою интуицию и действуют импульсивно.
Большинство из этих стереотипов придумано мужчинами. Но даже наличие в
них истины не лишает женщину шанса, приходя в по-мужски устроенную систему,
блеснуть своими преимуществами: интуицией, способностью добиваться согласия,
умением налаживать процесс работы.
Страницы: 1
2
3
|