«В этом и состоит
интересный нюанс, – говорит социальный психолог Юлия Федотова. – В сказке ничего
не говорится о других ее украшениях, видимо, это был единственный аксессуар
костюма. Непрактичные сверкающие туфельки из хрусталя обладали магической силой,
и именно на них отреагировал жених. В этом особая миссия украшений: они
привлекают внимание. Можно предположить: чем больше их на человеке, тем сильнее
его стремление обратить внимание на себя». Простое платье превращается в
сказочное, стоит к нему добавить блестящих аксессуаров, – именно этим приемом
воспользовалась в свое время Габриэль Шанель, создав первую в истории коллекцию
бижутерии. «Это очень древняя и примитивная особенность нашего восприятия –
очаровываться всем, что блестит, – продолжает Юлия Федотова. – Причем мужчинам и
женщинам это свойство присуще в равной степени».
Символы соблазна
«Оказаться на людях без своих любимых украшений – это все равно что выйти из
дома ненадушенной, – уверяет 40-летняя Наталья, поигрывая крупными перстнями
Pomellato. – Это не сразу заметно для окружающих, но по самоощущению – как будто
не хватает последнего штриха, позволяющего чувствовать себя соблазнительной».
Крутить на пальце изящное кольцо, позвякивать массивными браслетами,
демонстрируя тонкое запястье, покачивать длинными переливающимися серьгами или
трогательно теребить золотую цепочку – все эти полуосознанные действия
привлекают внимание к рукам, шее, лицу. И сигнализируют окружающим: «Я хочу
привлекать». Впрочем, как считает культуролог Ольга Вайнштейн, функция украшения
этим не ограничивается: «Конечно, если украшение сочетается с эрогенной зоной –
допустим, драгоценное колье в зоне декольте, – то оно выполняет и эротическую
функцию. А если украшения расположены не на «участках желания», то они могут
вовсе не иметь эротического значения. Усиление привлекательности для
противоположного пола – не основное в использовании украшений. Они значат для
нас гораздо больше».
Талисманы и обереги
«Мы, подобно древним, верим, что украшение-талисман защитит нас от «злых
духов», дурного стечения обстоятельств, – рассказывает Юлия Федотова. – Или что
камешек с дырочкой – «куриный бог» – принесет счастье, а изображение скарабея –
удачу... Осознанно или нет, мы наделяем украшения защитной функцией.
Их сила – в нашей психологической установке, в магии символа, значения,
которое мы ему придаем». Одна из идей относительно обереговой функции украшений
принадлежит французскому философу и этнографу Клоду Леви-Стросу (Claude
Levi-Strauss): по его мнению, это связано с тем, что у нас есть «твердые» и
«мягкие» части тела. «Мягкие» (уши, нос, рот, половые органы) наиболее уязвимы,
а украшения обеспечивают их защиту от неблагоприятных воздействий. «Украшения –
для мужчин или для женщин – как правило, располагаются на узких частях тела:
шее, кистях рук, талии, лодыжках, – развивает эту мысль Ольга Вайнштейн. – Само
слово «аксессуары» происходит от английского access – доступ. И функция
украшений и аксессуаров – это «регулировка доступа», обеспечение чувства
защищенности. Поэтому исторически украшение – это покров и оберег. Хотя со
временем эта функция стала восприниматься символически, как знак силы и власти».
Знаки власти
Украшения всегда указывают на социальный статус человека: метрдотель в
дорогой гостинице или продавец в роскошном бутике без труда определят «своего»
клиента по запонкам, марке часов. И большинство ювелирных домов имеют свою
собственную знаковую символику, например: пантера Cartier, сердечко Tiffany,
византийский крест Bvlgary. «Это назначение украшений имеет очень древние корни,
в примитивных племенах так: у кого больше украшений, тот и вождь, – комментирует
Юлия Федотова. – Не стоит думать, что в этом смысле мы так уж далеко ушли от
племенного сообщества. У нас тоже есть свои «племена» – социальные группы, куда
мы вхожи: семья, профессиональная среда, друзья или «клуб любителей
чего-нибудь». Желание быть лучше других, нравиться, вызывать восхищение присуще
современному человеку в той же степени, что и его предкам».
«В советскую эпоху в идеологии моды господствовал постулат скромности:
человек не должен был выделяться из толпы, – рассказывает Ольга Вайнштейн. – А
украшения ассоциировались с буржуазным классом, от которого надо было
дистанцироваться». Времена переменились, и одним из свидетельств перемен наряду
с малиновыми пиджаками стали массивные золотые цепи и печатки на мужских руках.
На смену такой грубой демонстрации силы и власти со временем приходят более
цивилизованные ее формы. «В целом мужчины используют украшения реже, чем
женщины, – замечает Ольга Вайнштейн, – для них большее значение имеют
аксессуары: обувь, ремень, телефон, портфель, часы, галстук – они гораздо больше
говорят и о статусе, и о финансовых возможностях. От этого больше зависит
самооценка мужчины».
Воплощенные ценности
«Украшения имеют и чисто материальную (как эквивалент денег), и эстетическую
ценность (как предмет искусства, антиквариат), – продолжает Юлия Федотова. –
Дорогие украшения – своего рода защита от обесценивания денег». «Бриллианты –
лучшие друзья девушки» – это бесхитростное признание из уст Мерилин Монро
отсылает к тем недалеким временам, когда женщина была полностью социально
зависима и находилась на обеспечении мужчины. В знак любви он преподносил своей
избраннице драгоценности – своего рода «страховой депозит» для ее будущего.
Чувства мужчины могут угаснуть – такими практическими соображениями объясняется
изобилие украшений на восточной женщине. Она надевает на себя все имеющиеся
драгоценности одновременно на случай внезапного развода: мужчине достаточно
трижды во всеуслышание произнести «талак», и женщина обязана покинуть его дом в
том, что на ней надето.
Свидетели чувств
Традиция обмениваться обручальными кольцами – очень древняя: во времена
Античности верили, что через безымянный палец проходит артерия, ведущая к
сердцу. Их традиционно изготавливали из драгоценных металлов, не поддающихся
ржавчине или окислению, – это символизировало долговечность и неизменность,
точно так же как бриллиант, подаренный во время помолвки, означал твердость,
незыблемость намерений жениха. «Для современных пар материальная ценность этих
атрибутов может быть и не столь важна, – считает Юлия Федотова, – это может быть
кольцо из любого металла или пластика. Главное – символ: кольцо символизирует
бесконечность, вечность. Молодожены словно заключают свою пару в кольцо, в некую
замкнутую систему. И само кольцо на пальце защищает от сомнений и страхов, а
заодно сигнализирует окружающим: сюда доступ запрещен». Подаренные с любовью,
украшения хранят память о ней. И иногда становятся фамильными: передаются от
матери к дочери или к сыну для его невесты, становясь оберегом рода.
Сокровища памяти
Украшения уже не сковывают нас жесткими рамками условностей, как это было
всего сотню лет назад: тогда носить драгоценности в дневное время могли лишь
куртизанки. Для многих из нас настоящие драгоценности были и остаются
чужеродными. Некоторые женщины предпочитают более потаенные, более эмоциональные
смыслы украшений – заключенные в единичных авторских работах или в этнических
поделках. «С ними я вновь ощущаю ветер далеких стран, в них – звуки восточного
базара, аромат жасмина и пряностей», – говорит 38-летняя Алина. «Очень часто
человек одевается не столько ради социального послания вовне, сколько для
личного комфорта, для себя, – объясняет Ольга Вайнштейн. – Он привык к этим
украшениям, и, если он их не наденет, его личное пространство не будет защищено.
Кстати, поэтому потеря какого-то украшения иногда сопровождается несоразмерной
паникой, будто человек теряет часть себя: так переживается «размыкание»
телесного контура». Мы привязаны к этим предметам, мы окружаем их мифами и
суевериями, а потому они становятся для нас вместилищами памяти и бесценными
сокровищами – независимо от их цены.
|