Однако не спешите расставаться с вышедшими из моды "побрякушками".
Некоторые из них пригодятся лет эдак через двадцать-тридцать, если не вам самой,
то дочери, невестке, внучке, и будут восприниматься как "настоящая старина",
которая постоянно возвращается в моду. Ведь многие украшения "недрагоценного
происхождения", выполненные рукой мастера, стали произведениями
искусства.
НЕ ВСЁ ТО ЗОЛОТО... А родилась бижутерия из такой неприглядной "отрасли", как
изготовление подделок. Поэтому сперва она лишь подражала по форме и ассортименту
"настоящим" украшениям. Французское слово "бижу" употреблялось и раньше,
обозначая обиходные - не фамильные, не уникальные изделия, в том числе и
подделки. Правда, производство подделок не всегда имело целью обман.
Например, в XVIII веке стразы - хрусталь бриллиантовой огранки — были модны сами
по себе: ими украшали пряжки башмаков, расшивали камзолы, из них делали пуговицы
на жилетах. Никто, конечно, не надеялся, что эту блистающую россыпь примут за
настоящие камни.
Но и в области бижутерии роль художника - автора
проекта, а иногда и его исполнителя - очень велика. Подпись или маркировка
известного художника обеспечит популярность колье, будь оно из соломы или
бумаги, из меди или обыкновенных камней. В то же время многие изделия из золота
и серебра никак не могут быть причислены к произведениям искусства и относятся к
ювелирной промышленности, занявшей место прежнего ремесла.
Бижутерия нашла свою нишу, обрела
свой голос в мире украшений с легкой руки Коко Шанель. "Великая Мадемуазель"
изменила саму манеру носить и сочетать украшения. Женщины в ее костюмах, покинув
камерную атмосферу гостиных и будуаров, стали деловитыми и динамичными. Им
понадобились универсальные и элегантно броские вещи, с помощью которых даже
небольшой набор туалетов (деловой костюм, "маленькое черное платье", блузка,
джемпер) получает индивидуальность, смотрится разнообразно и легко
трансформируется по обстоятельствам времени и места. Шанель укрупнила
украшения, лишила их привычной ювелирной утонченности. Сделанные из металлов
"под золото" и "под серебро", ее знаменитые цепи, как когда-то и стразы, совсем
не стремились обманывать. Но их сложные плетения, сочетание блестящих и матовых
поверхностей, гибких и круглых, крупных и мелких элементов создавали
определенный художественный образ.
НЕДРАГОЦЕННЫЕ ШЕДЕВРЫ Перестав быть
драгоценными и ювелирными, украшения "от Шанель" и ее подражателей, выполненные
в больших тиражах, открыли направление массовой бижутерии, где роль модельера,
художника-дизайнера стала преобладающей. На этой основе сформировалось
направление бижутерии арт- дизайн (в отличие от массовых однодневок, которые
тоже иногда называют бижутерией, хотя правильнее было бы обозначить их словом
"галантерея").
Бижутерия арт-дизайна постепенно стала полноправным участником
высокой моды, в ней подвизаются крупные художники, в том числе и те, кто,
подобно Шанель, сочетали работу кутюрье и автора украшений. Единство стиля,
индивидуальная неповторимость Swarovski, Giyenchy, Lagerfeld, Balmain
обеспечивается единением работы модельера и дизайнера украшений.
В
отличие от авторских произведений ювелирного искусства бижутерия арт-дизайна
тиражна, хотя для изысканных бутиков делаются малые серии, почти поштучно. В
наши дни появиться в авторской бижутерии из искусственных материалов не менее
престижно, а иногда и более уместно, чем в настоящих бриллиантах.
Современная бижутерия, особенно
малосерийная, предназначенная для бутиков, широко пользуется искусственными
материалами, причем иногда откровенно фантастическими, "ненастоящими", а иногда
и подражающими натуральным, традиционным, но — без игр в обманки. Нынешние
игры другие: "настоящее - искусственное" соединяется не стыдливо, а напоказ, с
вызовом. Заставляя искусственное выглядеть природным и наоборот, современная
бижутерия развивается в соответствии с эстетикой постмодерна, существует в русле
ведущих художественных течений. Художникам и моде нравится наивничать,
вспоминая о раннем средневековье - и Givenchy создает колье в "варварском" стиле
с искусственными смолами, напоминающими старинные эмали в слегка неправильных,
как бы вручную откованных металлических оправах. В одной и той же витрине
бутика могут оказаться колье и серьги с "магическими" спиралями (Pierre
Balmain), ансамбль с "солнышками" Лагерфельда, играющего в натур-стиль, и
жемчуга известной фирмы Dolphin Ore, подделки которой стоят, во всяком случае,
не дешевле японского жемчуга. И здесь игра: Dolphin Ore использует классический
материал — жемчуг, но откровенно поддельный, и классическую будто бы форму:
шейное украшение и широкий, многорядный браслет - вещи типа "склаваж", модные в
XVIII веке (от слова "склаве" - раб, так как они напоминают ошейники и обручи,
которыми сковывали рабов). Но эта "классика" откровенно насмешничает: где вы
видели такие огромные, ровные жемчуга, какая дама прошлого взгромоздила бы на
себя такое крупное украшение?!
Рядом с напористой броскостью уживаются интонации артистичного
изыска, тонких акцентов. Та же фирма Dolphin Ore, используя знаменитые
искусственно выращенные и очень дорогие кристаллы Swarovski, создает коллекцию
утонченных, чуть-чуть манерных вещей, в которых угадываются намеки и отголоски
старинных традиций. Ящерица напомнила мотивы Бернара Палисси, художника
времен последних Валуа, который не очень умея лепить и рисовать, но обладая
безудержной фантазией - оттискивал в глине живых ящериц и лягушек, а потом делал
с этих оттисков отливки. Брошь-бутон - намек на знаменитые ювелирные букеты
XVIII века, а тонкая рука в манжетке - словно привет из 1860-х годов. Черепашка,
рыбка, дракончик обращают нашу память к прославленной пластике Фаберже.
Безглазая золотая маска на тающей прозрачной форме - как привидение "серебряного
века".
Но все эти намеки и фантомы увидены ироничным взглядом
современного стилизатора: рука нереально узка и бескостна, бутон нарочито колюч
и почти эротичен. И только строгое, безупречно прорисованное колье от Givenchy
возвращает нас из мира призраков прошлого.
Прозрачное стекло, цветные смолы
использует фирма Istante, создавая вещи хотя и тяготеющие к классике, но тоже с
намеками на разные традиции, эпохи и страны. Витые шейные украшения и браслеты
(в русской системе их называют "гривны") пришли из раннего средневековья, но
сходные вещи и по сей день делают мастера Кавказа. Кулон на тонком пружинящем
обруче - римейк моды 1970-х. Круглая подвеска на многорядном ожерелье закреплена
с намеком на фермуары (застежки) середины XIX века. Но все эти исторические
отголоски введены в современный контекст, существуют на основе новых технологий
и материалов.
ЛИНИИ и ТЕНДЕНЦИИ Бижутерия откликается на
стилистическую многоликость постмодерна, расслаивается, отвечая на разные
запросы (и не только в соответствии с кошельком). Она тонко приноравливается к
разным жизненным ситуациям и задачам. "Для вечера" создается бижутерия
арт-дизайн, включающая элитные работы известных фирм - таких, как Givenchy и
Charles Jourdan. Дневная бижутерия также разделилась на деловую,
предназначенную для офисного костюма, и более легкую, всем своим обликом
вызывающую образ солнечного дня, отдыха, праздника. В такой бижутерии тоже
появились новые пластиковые материалы, новые изысканные оттенки, но по форме она
классична и напоминает молодежного моду 1960-х - круглые бусы, браслеты- обручи,
клипсы-розетки, В дневную бижутерию активно вторгаются восточные мотивы, причем
изделия такого рода составляют, как правило, не бутиковый, а массовый ее пласт.
Чутко улавливается и другое модное поветрие - работа с природными,
натуральными материалами (рогом, костью), эксперимент с колоритом "экологической
гаммы".
|