До
этого времени разделения в одежде по половому признаку не было – юбку
носили как женщины, так и мужчины, благодаря удобству ношения.
В средние века юбкой называли одеяние,
присборенное у горла, длиной до колен,
обычно подпоясанное. Носили его как мужчины,
так и женщины. Женская готическая "юбка"
в XV веке разделилась на лиф и собственно
юбку. В XVI веке испанские знатные дамы надевают
необъятной ширины юбки (они располагались в
несколько ярусов или набивались конским
волосом). Юбки стали настолько тяжелыми, что
женщины не могли их носить.
И тогда
придумали для юбок каркас из обручей. Обруч
по-испански "вердуго", поэтому юбки на
каркасе получили название "вердугадо".
Обтянутые парчой, украшенные
драгоценностями, такие юбки были очень
дорогими. Юбку, перед тем как надеть,
устанавливали на полу, в нее просто "входили",
а потом пристегивали к корсету. В Италии и
Франции юбки стали несколько легче и
приобрели округлые формы с помощью
специальной набедренной подушки в виде
ватного кренделя.
В XVII веке пришла пора удобной, свободной
юбки. Теперь не было грехом показывать
ножки, а заодно и красивые нижние юбки и
подкладку. Даже летом надевали несколько
юбок одновременно, зимой их число доходило
до дюжины.
Лишь в XVIII веке нижняя юбка становится
необычайно кокетливой. Верхнюю нижнюю юбку,
виднеющуюся из-под платья, шьют из шелка и
украшают кружевом. В первой половине XIX века
одну из нижних юбок изготовляют из волоса,
чтобы юбка на ней держалась колоколом.
Количество нижних юбок точно
регламентируется: к элегантному платью
полагается 6 штук. Юбки были белые, цветные
считались неэлегантными и даже аморальными.
Во второй половине XIX века нижняя юбка
становится короткой; появляются также
цветные нижние юбки. Самую верхнюю нижнюю
юбку под платьем делают шелковой, украшают
кружевом или вышивкой.
К XVIII веку в дамской моде вновь
возвращаются к юбке к виде купола. Опять
сооружаются каркасы, натягиваются на них
гкани. Надолго утверждается корзинка - при
ходьбе юбка покачивалась и издавала
интригующий шорох (поэтому эту юбку
называли крикуньей).
Чтобы расширить и поднять бока юбки,
придумали специальный каркас из китового
уса (или даже проволоки) - фижмы.
К 80-м годам XVIII века юбка приобретает еще
более причудливый вид. Сзади ниже пояса
подвязывают ватную подушку. Ширина юбок
становится необъятной. В них лишь с трудом
можно было протиснуться в дверь. Поэтому
появляется для юбок складной каркас.
Во Франции громоздкие юбки на каркасе
продержались до конца XVIII века, затем их
вытеснили одежды древнеримского образца.
При этом модницы отказались и от корсета, и
от рубашек в пользу туник из прозрачной
ткани, перехваченных поясом под самой
грудью.
В период Реставрации (1815-1830 гг.) дамские
туалеты стали делить на дневные и вечерние.
Постепенно дамский торс снова заковывают в
корсет, юбка возвращается к металлическому
каркасу. К середине прошлого века каркас
сменяется кринолином: колокол юбки
удерживался льняным чехлом, переплетенным
конским волосом. Из кринолина - жесткой
материи из волоса - сначала делали
солдатские воротники, только позднее стали
шить юбки, которые стали называть также
кринолином. Такая юбка была широкой, шилась
из жесткой материи или поддерживалась
другой жесткой юбкой, подушкой, деревянной
или проволочной конструкцией, китовым усом,
бамбуковыми кольцами, резиновыми шлангами,
наполненными воздухом, или нижней юбкой из
накрахмаленного полотна. Она то исчезает из
моды, то возвращается вновь. Особенно
модным был кринолин в 1850-1870 годы. Но очень
быстро от конского волоса в кринолине
осталось одно название: его с успехом
заменили нижние юбки, державшиеся на
костяных обручах, а позднее на проволочном
каркасе.
К 1870 году дамы обзавелись турнюром -
валиком, который подкладывали под юбку ниже
талии со стороны спины. Юбка с турнюром -
сзади от пояса отстающая юбка, снизу
посаженная на каркас из проволочных
обручей, китового уса и др. Сверху пышно
декорирована воланами или лентами. Была
модной в период около 1880 года.
Под юбкой можно было замаскировать легкий
складной стульчик: на него можно было
присесть, устав от ходьбы.
В ХХ веке в моде были дорогие юбки. Иногда
стоимость наряда достигала нескольких тысяч. Юбка становится
самостоятельным элементом гардероба.
В это время начинают носить юбки на Руси, заменяя привычные сарафаны
на две части: лиф и нижнюю сорочку. На праздники русские девушки одевали
несколько юбок, чтобы казаться толще. Ведь, на Руси полные девушки были
очень привлекательны и их быстрее брали в жены. Юбки на каждый день
шили из холста. Праздничные одевания же изготавливали из ситца различных
цветов.
Юбки делились на юбки для девушек и замужних женщин. В первом случае
длина была до ступней, во втором – до самых пят. Достаток семьи
определялся по количеству юбок, которые носила жена. Например, у казачек
было до двадцати юбок разного цвета и обязательно несколько кофточек.
На Кубани девушки носили юбки с четырнадцати лет. Когда сватали
старшую сестру, юбку отдавали младшенькой. Считалось, что так сестра не
сможет «посадить сестру в корыто».
В Древней Руси юбки были следующего покроя: полы юбки были не сшиты
по краям. Ее называли распашонкой. Позже появились юбки с шитыми полями,
имеющие посередине однотонное полотнище. Портнихи на Руси придумали
«плиссировать» полы юбки. Они складывали полы, перевязывали веревочкой.
От этого края долго не расходились и имели приятные складочки.
Молодые девушки после замужества носили юбки из красного полотна с
шелковыми лентами, кусочками бархата и пуговицами. Если они становились
тещами или свекровями, то юбку они меняли.
Самые яркие и красивые юбки носили замужние женщины до появления
первенца. Различные украшения делали юбки порой тяжелыми. Их вес мог
достигать 6 кг.
Девичий наряд состоял из рубахи с поясом, поверх которой повязывался
пояс. При наступлении совершеннолетия на девчину одевали юбку-поневу.
Теперь она была готова к сватовству и замужеству.
В Европе в начале XX века стали модны юбки, утянутые у лодыжек до
такой степени, что передвигаться в них было практически невозможно.
Появилась такая модель юбки благодаря одной английской актрисе Цецилии
Сорель. Для нового спектакля ей нужен был особый костюм, который
позволил бы театрально замирать и принимать выразительные позы. После
премьеры постановки, «хромые» юбки стали атрибутом аристократии. Каждая
уважающая себя светская дама на приемах появлялась только в такой юбке.
Модель и покрой юбок менялся в зависимости от музыкальных тенденций,
царивших в той или иной стране. Так, рок-н-ролл породил широкие и
воздушные юбки, открывающие нижнее белье танцовщиц.
Несмотря на стремление общественности сохранить длину юбки на уровне
колена, модельеры все-равно стремительно укорачивали юбки. Попытка Коко
Шанель укоротить подол юбки до определенной длины оказалась провальной.
Настоящий переворот в мире юбок произвела Мэри Куант. Она придумала и
ввела в моду мини-юбки. В конце 1960ого года образ женщины-подростка
был особо популярен. В имидж современной женщины как нельзя лучше
вписалась мини-юбка и высокие прически. В противовес столь откровенным
нарядам, через несколько лет была придумана юбка макси. Царствовала она
не долго, мода снова стала идти по кругу, возвращаясь к вечной классике. Андре Курреж нашел тогда новый образ для
своих современниц. Силуэт стройной,
спортивно сложенной девушки получил
массовое признание. Курреж ввопит в "высокую
моду" женские брюки, удобные плоские
каблуки, смелые сочетания цветов, одним из
первых использует пленочные материалы.
Популярность образа женщины-подростка
держалась до конца десятилетия. Наконец
мода на мини достигла апогея. И тогда
появились макси.
Сотни модельеров стали работать в этом
направлении. Даже Андре Курреж признавался:
"Я стою перед лицом реального спроса.
Настаивать сейчас на коротком платье
бессмысленно". Однако он предрекал"
что новая длина продержится недолго: "История
моды, как и всякая другая история,
развивается не по прямой, а по синусоиде.
Сейчас мы внизу кривой, но скоро она
безусловно поднимется".
Курреж оказался прав. Господство макси
длилось недолго. Но оно послужило толчком к
возвращению классического стиля. А потом
снова и снова мини появляется на подиуме и
на улицах городов.
Удивительная вещь гардероба – юбка есть у
каждой модницы. Мода не постоянна, через каждые 10-15 лет она меняет
тенденции, но в любое время юбка будет интересным элементом костюма
успешной женщины. |