Как сберечь память?
Как в природе одно время года сменяет другое, так и в жизни человек проходит через разные возрастные рубежи: здоровая, беззаботная юность готовит душевно щедрую, деятельную зрелость, уступающую затем место разумной, неспешной старости.
С годами человеку становится все сложнее приспособиться к окружающему, все труднее усваивать растущий поток информации.
Нарушается обмен веществ, происходят атеросклеротические изменения в сосудах (в частности, в сосудах головного мочга). Замедляется передача сигналов-импульсов в центральную нервную систему. Определенные сдвиги, наступающие в результате такой постепенной физиологической перестройки, проявляются прежде всего в различных расстройствах памяти.
Нет необходимости объяснять, какое значение имеет память в жизни каждого человека. Это наше прошлое, наши знания и опыт. И поэтому снижение памяти доставляет людям много неприятностей и огорчений.
В чем же выражаются расстройства памяти?
Они могут проявляться по-разному. В одних случаях пожилые люди начинают замечать, что для того, чтобы вспомнить какой-либо факт, фамилию, дату, им необходимо затратить гораздо больше внимания и времени, чем это было в прошлом. В других случаях теряется способность удерживать в памяти важные события.
До сих пор еще бытует мнение, что снижение памяти к старости неизбежно. Когда человеку преклонного возраста удается воспроизвести что-либо из далекого прошлого, какой-нибудь давний факт, то это, как правило, вызывает удивление у окружающих.
На самом же деле ничего странного здесь нет. Память в пожилом возрасте совсем не обязательно должна ухудшаться. Сохранение ее в нормальном состоянии зависит в огромной степени от самого человека. Для этого требуется мобилизация максимума разумности и воли. Пожилой возраст уже сам по себе обязывает к самоконтролю, умеренности во всем, системности.
Для укрепления памяти большое значение имеют общегигиенические мероприятия, а главное — правильное чередование труда и отдыха. Так, умственная деятельность окажется более продуктивной лишь при условии соблюдения строгого ритма в работе.
Не рекомендуем заниматься одним и тем же делом более двух-трех часов. Следует своевременно переключаться на какое-либо другое занятие, существенно отличное по своему характеру. Такое переключение способствует притоку новых сил, обеспечивает ясность и четкость мысли.
Говоря об отдыхе, многие пожилые люди вкладывают в это понятие совершенно определенный смысл. Они считают, что отдохнуть после работы означает ничего не делать, сидеть в мягком кресле или дремать, лежа на диване. Нет, отдых обязательно должен быть активным. Это и занятие любимым делом, и какая-либо игра (шахматы, шашки), и разговор на отвлеченную тему. После напряженной недели хорошо погулять на свежем воздухе, поехать на рыбную ловлю, охоту, а кому-то интереснее пойти в кино, в театр, на концерт, в музей или на выставку.
Несколько слов о чтении. В возрасте для этого высвобождается, как правило, больше времени. И обычно пожилые люди предпочитают читать лежа. Это вредно не только для зрения, но и для памяти: в положении лежа головной мозг недостаточно снабжается кровью.
И вот что важно. Не стоит загромождать память той информацией, которую нетрудно получить из всевозможных справочников, энциклопедий и других источников подобного рода. Пожилым следует завести записную книжку, чтобы в нее ежедневно заносить план всех текущих дел с последующей проверкой их выполнения и ту информацию, которая должна быть всегда под рукой.
Человек преклонного возраста должен четко соблюдать режим питания. Известно, что с годами снижаются функциональные возможности организма. Поэтому важное значение приобретает характер пищевого рациойа, соблюдение принципа «что» и «сколько». Увлечение большим количеством пищи крайне вредно. Не менее пагубно сказывается на жизнедеятельности организма прием пищи с большими интервалами. Необходимо придерживаться правила: меньше и чаще.
При нынешней дороговизне продуктов — трудно следовать рекомендациям диетологов, но будем надеяться, что мы дождемся времени, когда такие советы пригодятся. Стоит предостеречь людей пожилого возраста от неумеренного потребления сахара, конфет, всевозможных сладостей. Рекомендуем чаще использовать в рационе продукты, содержащие клетчатку и пектиновые вещества: морковь, капусту, свеклу, чернослив, хлеб из муки грубого помола. Хорош винегрет с нерафинированным растительным маслом. Очень полезны фрукты, положительно воздействующие на процессы обмена в организме. В тех случаях, когда фрукты в преклонном возрасте вызывают неприятные субъективные ощущения (задержку стула, усиленное газообразование), есть их следует в вареном и печеном виде.
Что касается продуктов, содержащих белок, то здесь нужно помнить об оптимальной его суточной норме. Для пожилых людей она составляет 1,4 грамма на 1 кг массы тела (для лиц старше 70 лет количество белка желательно снизить до 1 г на 1 кг массы).
Вообще, людям пожилого возраста, перешедшим в силу разных обстоятельств на менее интенсивный труд, рекомендуется снизить общее количество белка в пище, прежде всего за счет уменьшения животного белка (его должно быть не более 40 процентов от общего количества белка в пищевом рационе).
Разумеется, дневной рацион должен составляться с учетом образа жизни, индивидуальных особенностей организма.
В старости следует строго ограничивать потребление жиров, так как полученные в многочисленных научных исследованиях данные свидетельствуют о значительном участии жировых веществ в происхождении атеросклероза. Оптимальная суточная потребность жиров в пожилом возрасте составляет 0,8—1 г на 1 кг массы. Их доля в общей суточной калорийности не должна превышать 25 процентов.
Конечно, пожилым людям совсем не обязательно полностью заменять животные жиры растительными и тем более принимать растительные масла в чистом виде. Вполне достаточно в день 25—30 г растительных масел, входящих в состав тех или иных блюд. При этом следует избегать трудноперевариваемых животных жиров, особенно бараньего сала.
Стареющему организму необходимы витамины. Однако нужно помнить, что с возрастом они хуже всасываются в кишечнике. Поэтому пожилым людям лучше принимать готовые поливитаминные комплексы (декамевит, ундевит, пангексавит и другие). Исследования, проведенные в Институте геронтологии АМН, показали, что систематический (3—4 курса в год) прием поливитаминных комплексов дает стимулирующий эффект, значительно улучшает психическое
состояние и, в частности, функцию памяти.
Давно известно, что есть вещества, ухудшающие память, например алкоголь. Под его воздействием в головном мозгу наступает нарушение окислительно-восстановительных процессов. Главное же заключается в том, что алкоголь снижает способность мозга производить белки — вещества, выполняющие функцию «строительных блоков» нейронов (клеток, участвующих в передаче нервных импульсов) и обеспечивающие процесс удержания в головном мозгу получаемой им информации.
Известный американский психобиолог Дж. Макгаух несколько лет назад провел широкие эксперименты с усиливающими память препаратами. Полученные им результаты представляют большой интерес. Оказалось, что наступающие у человека изменения эмоционального фона (скажем, испуг или же, напротив, чрезвычайно приподнятое настроение) могут создавать точно такой же эффект обострения памяти, как и вышеуказанные препараты. Определенная доля стресса, как считает Дж. Макгаух, может улучшить память, поскольку при этом организм вырабатывает специальные химические стимуляторы мозга.
Влияние внешних факторов на память пожилого человека достаточно велико.
Нередко кажущаяся потеря памяти может быть не чем иным, как результатом изменения условия жизни. Применительно к пожилому возрасту приходится даже говорить о «летней» и «зимней» памяти, каждая из которых расстраивается, когда ее пытаются привести в действие вне рамок сезона. Вследствие именно такого расстройства вы иногда можете не узнать своего близкого знакомого, неожиданно столкнувшись с ним, например, в аэропорту.
В то время как исследователи мозга пытаются воздействовать на функцию памяти посредством различных веществ, ученые, занимающиеся изучением поведения человека, изыскивают способы улучшения памяти другими методами.
Они предлагают своеобразные аналоги памяти: память подобна мышцам, и для того, чтобы она сохраняла свой тонус, ее нужно постоянно тренировать. Память напоминает также библиотеку. Нет никакого смысла иметь книги, если вы не можете при надобности любую из них отыскать. Воспоминания можно как бы «ксерокопировать» и хранить в памяти под разными «рубриками», это облегчает поиск нужной информации.
Чтобы выработать те или иные способы запоминания, следует проследить за собой и установить, какой тип памяти у вас преобладает. Дело в том, что одни люди лучше запоминают прочитанное или увиденное (зрительный тип), другие обязательно должны прослушать запоминаемое (слуховой тип), третьи — записать или произнести вслух (двигательный тип).
При работе над совершенствованием памяти лучше тренировать не ту особенность, которая уже достаточно развита, а другую. Например, хорошо запоминающим прочитанное нужно одновременно приучить себя воспринимать информацию на слух. В результате память будет развиваться всесторонне.
В любом материале, который вам предстоит заучить, необходимо выделить главное и второстепенное. Повышает прочность запоминания и волевое усилие. Сознательное отношение к процессу запоминания, напряжение памяти при заучивании — важные условия стойкого запечатления полученной информации. Запоминанию перечней наименований помогает распределение их по категориям (отправляющемуся за покупками по поручению жены мужу следует по отдельности запоминать, что нужно купить из овощей, из молочных и мясных продуктов).
Системы запоминания стары, как сама цивилизация.
Еще древнеримские ораторы, выучивая длинные речи, сравнивали последовательность их изложения с планировкой своих домов. При этом вступительная часть речи ассоциировалась у них с входной дверью, следующая — с прихожей и т. д. В последние годы было изобретено много новых систем запоминания (они именуются мнемоническими приемами, а также, в зависимости от жаргона своих изобретателей, названы «колышками», «крючками», «цепями», «звеньями», «замками»), которые призваны помогать человеку извлекать из памяти имена, цифры, фразы или события.
Все эти системы запоминания строятся на ассоциациях — на соединении того, что вы пытаетесь удержать в памяти, с тем, что вам уже известно. Психологи говорят о необходимости использования абсурдных ассоциаций. Они считают, что очень важно превратить словесный образ в зрительный, при этом лучше всего запоминаются причудливые образы. Особо подчеркивается эффективность «первоначального восприятия», что попросту означает осмысливание вашего первого впечатления о человеке.
Например, можно выбрать наиболее характерную черту лица (приплюснутый нос, родинку, раздвоенный подбородок) и затем обыграть ее в смешном словесном изображении фамилии этого человека. В результате фамилия прочно удержится в памяти.
Многие ученые-психологи приходят к выводу, что отсутствие интеллектуальных стимулов разрушает память в большей степени, чем возраст как таковой. Если вас какое-то событие обрадовало или огорчило, дало повод к размышлениям, оно запоминается надолго. Просмотренный фильм, спектакль, прочитанная книга уже сами по себе дают пищу для размышлений. Следует лишь заставить себя повторно вернуться к увиденному или прочитанному, стараясь восстановить всевозможные детали и подробности. Частое обращение к событиям и фактам недавнего прошлого, обсуждение их с близкими и знакомыми будут способствовать закреплению их в памяти и облегчат их восстановление в будущем.
|