|
|
|
|
Самый дорогой парфюм в мире Как
известно, люди оценивают себе подобных не только по внешнему виду, но и по
запаху, причем во многих случаях последний играет куда более важную роль, нежели все модные
ухищрения, к которым прибегают представители двух противоположных полов, чтобы
привлечь внимание друг друга. Но какой же из изобретенных человечеством
искусственных ароматов является наиболее дорогим и изысканным? Сколько стоит
настоящее произведение парфюмерного искусства? Любой миллионер с легкостью
ответит вам на этот вопрос. Разумеется, это Parfum V1, созданный легендарным английским парюфмером Артуром
Бернхэмом для Дома Моды Gianni Vive Sulman. Этот аромат одинаково хорошо
подходит и мужчинам и женщинам, однако в последний раз он был выпущен на рынок в
1998 году в количестве 173 бутылочек. В настоящее время стоимость такого
флакончика достигает 84 тысяч долларов. Счастливыми обладателями флакончиков с Parfum V1 являются Майкл Джексон,
Майк Тайсон и Элизабет Тэйлор. Парфюм создается исключительно на заказ.
|
Созданы первые омолаживающие духи
Американская
компания Harvey Prince изобрела
аромат, создающий иллюзию молодости. Духи Ageless Fantasy делают женщину, как
минимум, на восемь лет моложе в глазах (вернее, носах) противоположного
пола. Вечно молодой остаться невозможно - даже если вести здоровый образ
жизни. Однако почему бы не удержать молодость при помощи ароматической иллюзии?
В основе идеи созданного аромата - проведенные исследования, которые установили,
что запах тропических фруктов - розового грейпфрута, манго, граната - мужчины
ассоциируют с молодыми женщинами. Так была создана первая в мире антивозрастная
парфюмерия. Стоимость флакона духов Ageless Fantasy в 100 ml составляет
120 долларов. Но производители уверены - за ценой никто не постоит.
|
|
|
|
|
|
|
|
История
духов
Что же такое духи?
От Нефертити до
Клеопатры
Тайна Юдифи
Сады
Семирамиды
Блеск Тадж-Махала и японская игра
Прекрасная Елена
Любимая
жена Нерона
Сокровища Леванта
Возрождение ароматов
Ароматный город Грас
Расцвет моды на благовония и
духи
Эпоха барокко и духи
Благоухающий двор
Ампир в духах Империя ароматов
Расцвет моды на благовония и духи
Настоящий расцвет моды на благовония и духи во Франции начался
с того времени, как Екатерина Медичи стала женой Генриха И, сына Франциска I.
Тогда же Рене-флорентиец открыл свою мастерскую благовоний недалеко от собора
Парижской Богоматери. Он стал постоянным поставщиком Ее Величества королевы
Екатерины Медичи, предлагая ей не только благовония, мази, кремы, пудры и
притирания, но и яды.
Мария Медичи тоже имела собственного парфюмера,
который по мере надобности изготовлял душистые мази, масла и воды. Она
разместила в Париже, на улице Турмон, настоящую лабораторию и ввела моду на
"кипрских птичек", сделанных из ароматической пасты. "Птичек" подвешивали к
потолку.
Именно к этому времени относится появление масла нероли (эфирное
масло, извлеченное из цветков апельсина, его и сейчас используют в парфюмерии и
кондитерском деле). Названием оно обязано герцогине Орсини де Нероли, которую
очаровал его приятный и стойкий запах. Еше одно событие объединило кулинарное
искусство и косметику: появление духов "Франжипан", введенных в моду маркизом
Франжипани и состоявших из смеси на основе горького миндаля. Были изобретены
специальные духи для кожи (перчаток, башмаков, футляров, сумок). Современный
миндальный крем (франжипан) свидетельствует о перемещении аромата, ценимого еще
в XVI веке, на кухню. Флорентийские парфюмеры использовали растертый и
пропитанный цветочными ароматами миндаль для приготовления туалетных "миндальных
лепешек".
Пристрастию к благовониям были подвержены как женщины, так и
мужчины. И стало даже определенным шиком у кавалеров поливать себя теми же
духами, что предпочитали дамы их сердца, правда, с большим количеством мускуса и
жасмина.
Нужно отметить тем не менее, что повальное увлечение духами и
благовониями имело некоторую брешь. Кое-кто из мужчин проявлял большое недоверие
к духам, может быть, под влиянием Генриха IV, гордившегося тем, что от него
воняло потом. Известно также, что Монтень считал "самым исключительным запахом
для женщины полное отсутствие запаха" (т. е. ничего кроме естественного запаха
ее тела). А Мазарини выговаривал Анне Австрийской, что пристрастие к тонкому
белью и изысканным духам сведет ее в преисподнюю...
Не осталась в стороне
от этого заразительного увлечения благовониями и Англия. Здесь все началось с
того, что королева получила в качества подарка благоухающие перчатки и накидку,
а кроме того, множество душистых предметов, которые привез ей граф Оксфордский
из Италии. С этого времени в Англии вспыхнула страсть к "римскому
стилю".
Придворные дамы и великосветские красавицы с увлечением сами
занялись производством духов, дистилляцией растительных масел, они мастерили
душистые шарики и благоухающие саше. Шарики, например, готовили из глины,
которую много дней вымачивали в розовой воде, затем смешивали с росным ладаном,
стираксом, амброй, циветом и мускусом. Увлечение духами и благовониями было
таким сильным, что даже Шекспир рекомендовал влюбленным обливаться циветом, дабы
соблазнить объект своего воздыхания! И он прав.
Повальная страсть к
ароматам не без оснований обеспокоила английский парламент, который в 1770 году
издал указ, гласящий, что все женщины, пожелавшие "обмануть, соблазнить и
привести к браку кого-либо из подданных Ее Величества посредством душистых вод,
притираний или косметики, нарядами, высокими каблуками и корсетами, подпадут под
действие закона, по которому наказывают колдуний и женщин легкого поведения; их
брак аннулируется и считается не имевшим места".
В буйстве благоуханий,
охватившем Европу, духам все еще отводилась роль защитника от чумы. Мода на
душистые шарики, амбровые или мускусные, маленькие золотые или серебряные
украшения, обычно сферической или грушевидной формы, открывающиеся на четверть,
куда помещали сухие духи, рассматривалась врачами того времени как самое
эффективное средство для предупреждения чумы. Впрочем, по их мнению,
ароматические шарики охраняли не только от чумы. Их прописывали от головных
болей, лихорадки и кровотечений. В ходу для этих целей были амбра, мускус,
ладанник, лимон, кинамон, камфора, алоэ, роза, сандал, а также
стиракс.
Постепенно повальное увлечение благовониями вело к замещению ими
элементарной чистоты тела.
Не то было в России. С самых давних времен
никакие благовония не заменяли бани, хотя к душистым травам всегда относились с
почтением. Об этом свидетельствует "Изборник великого князя Святослава
Ярославича" (1073). Другой интересный документ на эту тему - лечебник "Мази",
автором которого была Евпраксия (Зоя), внучка Владимира Мономаха.
Одна из
глав посвящена уходу за телом. Сюда же добавим "Цветник", "Жизненник",
"Прохладный вертоград".
Первые фармакохимические лаборатории стали
появляться на рубеже XVI-XVII веков в результате реформ Петра I. Ароматические
вещества добывали из лилий белых и желтых, нарчицы белой, розы алой, гвоздики
душистой и репейчатой, филорожи, касатиса, калуфера, фиалки лазоревой и др. Не
были забыты и пион махровый, корун, тюльпан, мымрик, орлик, девичья красота,
рута, пижма и иссоп.
В XVII веке из разных душистых веществ составлялось
мыло. В 1628 году к государеву мыльному составу потребовали из Аптекарского
приказа золотник масла коричного, 2 золотника масла анисового, 3 чарки водки
гуляфной (розовой воды). В 1629 году к составу добавлено 2 золотника масла
гвоздичного, 6 чарок водки свориборинной.
Если обратить внимание на
перечень женских уборных принадлежностей, то среди белильниц, румянниц,
клеельниц и суремниц (для подклейки и чернения бровей и вообще волос) мы
непременно найдем ароматницу. В описи царской казны 1611 года в числе уборных
вещей царицы Евдокии Лукьяновны указана "ароматница серебрена персидское дело
сенчата, около ее в гнездах бирюзки да виниски мелкие".
Разные ароматы и
бальзамы, собственно духи и помады, изготовлялись в царской Аптеке и сберегались
в ароматницах или ароматниках (флаконах) золотых, серебряных и костяных. Описи
сообщают: "В 1679 году, в декабре, царю Федору в хоромы сделано 12 аромат-ников
одинаких, да два больших о шести мест, развертные. В апреле 1680 года еще шесть
ароматников слоновой кости больших". Выполнил эту работу немец Иван
Ган.
У царевны Софьи в 1684 году была уборная "шка-тула оправлена
волоченым и сканым серебром, сделана из благоуханного дерева с зеркалом. В той
шкатуле ящик серебряный да блюдечко".
Описаны особые ящики, погребцы и
шкатулки с разными скляничными сосудами и с "фарфурными" скляницами, наполненные
разными водками, т. е. духами. Барберини (1565 г.), посылая на родину записку о
вещах и разных предметах, которые требовались в Москве, пишет между прочим, что
нужно привезти также "всяких душистых и хороших сортов вод в довольном
количестве".
В России всегда любили "хороший дух". В "мыленках" (банях)
клались пучки душистых трав и цветов, разбрасывали можжевельник, что вместе
издавало весьма приятный запах. Душистым свежим сеном набивали подушки и
тюфяки.
В литературе можно встретить упоминание "топ-ли для духу". Иногда
в "топли" употребляли росный ладан. Посредством печей курили "гуляфную водку"
(розовая вода). В Аптекарской палате изготовляли разные составные ароматы из
водок и трав. "История медицины в России" Рихтера повествует о том, что для
благовония употребляли тогда, например, в Грановитой палате - oleum cinnamomi, в
Мастерской палате - oleum caryophyllorum. В августе 1672 года собраны были
свежие травы basil icum, maiorana, thymus, hyssopus, высушены, смешаны и
отосланы из Аптеки в село Коломенское с надписью "В хоромы для духов". Кроме
того, в Аптеке довольно часто прописывались другие благовонные составы для
курения и разная смесь из редких ароматов. Иные клали в платья, "чтобы доставить
им хороший запах". Самым отличным благоуханием по тогдашнему времени и во
всеобщем употреблении была Essentia ambrae. Она состояла из полфунта водки
апоплектики, полфунта эликсира Vitae Mathioli и золотника ambrae
gryseae.
Изготовлялись также благовонные свечи. В хоромы царевны Софьи в
1686 году было поставлено 26 таких свеч.
Ароматическими составами курили
в жаровнях и жаровенках, серебряных и медных. В Оружейной палате сохранились
большие жаровни-столовые, в виде чаш или каких-либо затейливых фигур, например,
гор с замками.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
E-mail:
ylita@list.ru
ICQ239043272 Расценки на размещение рекламного материала можно посмотреть здесь |
|
|
|